РОЛИК — МЕДИАЦИЯ
Использование посредников для разрешения споров отмечается с древних времен, историки отмечают подобные случаи ещё в торговле финикийцев и Вавилоне. В Древней Греции существовала практика использования посредников (proxenetas), римское право, начиная с кодекса Юстиниана (530—533 н. э.), признавало посредничество. Римляне использовали различные термины для обозначения понятия «посредник» — internuncius, medium, intercessor, philantropus, interpolator, conciliator, interlocutor, interpres, и, наконец, mediator.
Медиация в её современном понимании стала развиваться во второй половине 20 столетия, прежде всего, в странах англо-саксонского права — США, Австралии, Великобритании, после чего начала распространяться и в Европе. Первые попытки применения медиации, как правило, касались разрешения споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при разрешении широкого спектра конфликтов и споров, начиная от конфликтов в местных сообществах и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере.
В процессе обучения каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, не разрешимыми. Для решения подобных вопросов в школах, колледжах стали создавать службы примирения.
Служба примирения – это команда взрослых (кураторов) и подростков (медиаторов), прошедших курс подготовки по медиации, которая стремится:
— разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;
— дать возможность существующим сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений;
— снизить уровень агрессивности.
Процедура медиации (медиация) — способ урегулирования споров при содействии и деятельном участии нейтрального посредника (медиатора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, отражающего интересы всех сторон спора.
Процедуру медиации регулирует Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Указанным законом процедура медиации условно делится на внесудебную, досудебную и судебную. Медиация может проводиться:
— во внесудебном порядке — в случае, когда у спорящих сторон возникают затруднения в урегулировании спора, а обращаться в суд у них намерения нет;
— в досудебном порядке — в случаях, предусмотренных законом, или на основании внесенной в договор или в иное юридически обязательное соглашение, заключенное между участниками спора, медиативной оговорки о необходимости урегулирования разногласий путем применения процедуры медиации;
— в рамках судебного процесса — в случае, когда стороны имеют право на любой стадии судебного разбирательства прервать процесс и обратиться к процедуре медиации, а на суд возлагается обязанность предложить сторонам использовать процедуру медиации.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ
принцип добровольности
принцип конфиденциальности
принцип сотрудничества и равноправия сторон
принцип беспристрастности и независимости медиатора
ПРИНЦИП ДОБРОВОЛЬНОСТИ.
Процедура медиации является добровольной. Стороны никто не может заставить воспользоваться медиацией или хотя бы попытаться это сделать. Медиация — добровольный процесс, он основан на стремлении сторон достигнуть честного и справедливого соглашения.
Ни одну сторону нельзя принудить к участию в медиации. Выйти из процесса на любом этапе или продолжать медиацию личное дело каждого участника. Согласие с результатом процесса медиации также сугубо добровольно. Стороны сами контролируют свое будущее, а не подвергаются контролю третьей стороны, такой как судьи или арбитры. Услуги того или иного медиатора на какой-то части процесса или в течение всей процедуры принимаются обеими сторонами также добровольно.
Если соглашением сторон предусмотрена обязательная процедура медиации — это не предполагает обязательства примириться. От стороны в данном случае требуется только добросовестно рассмотреть варианты примирения и воздержаться от судебного разбирательства данного спора в течение определенного срока.
Стороны свободны в определении условий медиативного соглашения. Стороны могут выдвигать любые предложения и отвергать предложения другой стороны без объяснения причин. В медиативное соглашение могут быть включены только те условия, которые стали результатом взаимного согласия сторон. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.
ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.
Медиатор должен обеспечить разумные ожидания сторон в отношении конфиденциальности. Конфиденциальность зависит от обстоятельств медиации и любого соглашения, к которому придут стороны. Медиатор не должен разглашать ход и результаты медиации, если на это нет разрешения всех сторон или если этого не требует закон.
ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА И РАВНОПРАВИЯ СТОРОН.
Стороны равноправны. Ни одна из них не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения.
ПРИНЦИП БЕСПРИСТРАСТНОСТИ И НЕЗАВИСИМОСТИ МЕДИАТОРА.
Медиатор должен проводить медиацию беспристрастно и справедливо. Медиатор должен проводить медиацию только тех дел, в которых он может оставаться беспристрастным и справедливым. В любое время, если медиатор не способен проводить процесс в беспристрастной манере, он обязан прекратить медиацию.
Служба примирения в колледже работает 7 месяцев, состоит из 9 человек:
— председатель: Рубцова Л.В.,
— члены службы примирения: Зелепукина Э.В., Фирсова С.В., студенты – 6 человек.
Служба примирения работает по запросу администрации колледжа.
Процедура медиации начинается с даты подписания сторонами добровольного соглашения о проведении процедуры примирения.
Усманский промышленно-технологический колледж