Святой Филумен, в миру Софоклис Хасапис, родился в столице Кипра Никосии 15 октября 1913 года. Его благочестивыми родителями были Георгий и Магдалина. Он и его брат-близнец Елпидий, в миру Александр, с детства отличались любовью к Богу и уже с ранних лет разгорелись стремлением к монашеской жизни. Всего в семье было 13 детей.
У себя дома с помощью бабушки Локсандры (Александры) Хасаписы в одной из комнат дети устроили храм и в нем молились. С малых лет дети были близки Церкви. Однажды, когда близнецам было по 14 лет, отец потерял их. Кто-то подсказал, что они убежали в Ставровуни. Там отец действительно нашел их и хотел забрать домой. Тогда Елпидий обратился к нему: «Зачем ты хочешь вернуть нас домой, ведь мы снова убежим!» Эти слова убедили отца, и он дал им свое благословение на монашество. В Ставровуни братья провели два года.
Итак, в 1927 году, в возрасте всего лишь 14 лет, они, взяв благословение духовника и своих богобоязненных родителей, удалились в монастырь Ставровуни. Здесь они прожили около шести лет, после чего наместник храма Гроба Господня отправил их учиться в гимназию при Иерусалимском Патриархате. Так в 1934 году они стали учениками школы Святого Сиона в гимназии Иерусалимской Православной Церкви.
В 1937 году они постриглись в монахи. Софокл был наречен Филуменом, а Александр – Элпидием. 5 сентября того же года они были рукоположены… монах Филумен был рукоположен во иеродиакона. Иеромонах Елпидий впоследствии был приглашен в Александрийскую Православную Церковь и отправился в Афины.
В 1939 году окончили патриаршую гимназию. Отец Елпидий покинул Святую Землю и служил в других местах. Началась Вторая мировая война. В это непростое для всего мира время Филумен вел обычную монашескую жизнь. Несколько лет подвизался в долине Кедрон в лавре святого Саввы — удивительной обители, в которой по сей день нет электричества. Святой провел здесь 46 лет до своей мученической кончины, нес различные послушания в патриархии.
Но все по порядку… 1 ноября 1944 года Филумен был рукоположен в иеромонаха. Был настоятелем различных греческих храмов и монастырей во Святой Земле – в Иерусалиме, Яффе, Рамалле, где всегда служил с ответственностью, страхом Божьим и большой любовью к местным отцам. Служил и в монастыре Архангело
в в Иерусалиме, в котором в середине XIX века, при архимандрите Порфирии (Успенском) и иеромонахе Феофане (Говорове) располагалась первая Русская Миссия. Перед последним назначением архимандрит Филумен подвизался в монастыре на территории храма Гроба Господня в Иерусалиме, поэтому и был впоследствии назван Святогробцем.
8 мая 1979 года был назначен игуменом монастыря у Колодца Иакова г. Сихем, в Самарии, где находился до своей мученической кончины от фанатиков, произошедшей 29 ноября того же года. Колодец располагается и сейчас вблизи мусульманских и иудейских поселений, также претендовавших и в то время на это место. Спустя 30 лет после этого назначения
Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III вспоминал в Первосвтительском слове, что братия Святого Гроба Господня сразу же по назначении отца Филумена в Сихем называла его новомучеником, тем самым предсказав его страдальческую кончину.
Он был не просто служащим монахом, но «акритом», т.е. Хранителем. И жил и служил совершенно один.
Колодец Иакова упоминается в Ветхом завете (Быт. 33,19). Он почитается и евреями как священное место. Старец настаивал на том, что «здесь сидел Сам Господь, здесь православная святыня» (Ин.4).
И здесь святой проявил отличавшую его пастырскую ревность и сразу же занялся сбором средств и получением необходимых разрешений на постройку церкви святой Фотинии над колодцем, которая оставалась неоконченной со времен Первой мировой войны.
Святой Филумен отличался мягким и приветливым характером, его связывали мирные отношения как с христианами, так и с мусульманами и иудеями. Он даже позволил иудеям приходить каждую неделю ко Кладезю Иакова, чтобы совершать там моления. Несколько семей мусульман помогали ему в хозяйственных вопросах.
Действительно, здесь он сталкивался с притеснениями со стороны фанатичных евреев, угрожавших убить его, если Филумен не покинет Колодец и не заберет иконы распятого Христа. Филумен же отвечал, что не оставит эту святыню, и даже, как верный хранитель, готов пострадать за нее.
Отец Филумен не мог пойти на компромисс и согласиться с притязаниями евреев. Он был ревностный христианин, святогробец, страж. То, что было важно для него, — это подвижничество, это воля Божья. С митрополитом Лиддским, величайшим аскетом, отец Филумен прожил довольно долго вместе, и говорят люди, бывшие рядом с ними, они никогда не садились за стол трапезничать, но ели стоя. Они относились к еде как к средству подкрепления сил, которые Господь дает для подвигов и исполнения воли Его.
Незадолго до убийства отца Филумена группа людей явилась в монастырь и потребовала убрать кресты и иконы от Колодца Иакова под тем предлогом, что символы христианства мешают им молиться в этом священном для них месте. Естественно, святой ответил, что пол, на котором они стоят, построен императором Константином в 331 г. н.э. и в течении 16 в. до возникновения Израильского государства был православным святым местом, а до этого он 8 веков находился в руках самарян.
В ответ была высказана угроза, что, если он не уйдет оттуда, то должен готовиться к худшему. Выкрикивая богохульства, непристойности и угрозы христианам, фанатики ушли.
В день памяти святого апостола Матфея (29 ноября) убийцы (фанатики-сионисты) ворвались в храм перед вечерней. Батюшка был в облачении. Один из евреев схватил его за бороду, повалил на землю и ударил топором… Они нанесли отцу Филумену топором в лицо две крестообразные раны (от лба до подбородка и от уха до уха, как бы прочертив крест), выкололи ему глаза и отрубили по частям пальцы правой руки (Измельченные кусочки трех пальцев, которыми он осенил себя Крестным Знамением, показывают, что его пытали, пытаясь заставить отречься от православной христианской веры). После нанесения ударов топором по лицу, святой оставался еще жив. Отец Филумен, бедный, пытался на руках выползти наружу и при попытке передвигаться ему усекли ноги. Все ступени покрыты его кровью.
Однако убийства кроткого священнослужителя было недостаточно, убийцы осквернили еще и саму церковь: разрубили распятие, разбросали и осквернили священные сосуды и совершили другие кощунственные действия, бросили туда ручную гранату.
Наутро сторож-араб обнаружил тело святого в крови, следы которой по сей день видны на стенах храма во свидетельство веры во Христа. Ведь именно в этих местах Господь возвестил, что тем, кто последует за Ним, Он даст воду, которая сделается источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4: 14).
Отец Софроний, который взял честные мощи святого, чтобы одеть их и подготовить к погребению, рассказывал, что на пятый день после смерти тело святого оставалось теплым и мягким, “помогая” отцу Софронию одевать себя. Поразительно свидетельство и его родного брата Елпидия, который, находясь за тысячи километров от Святой Земли, услышал голос отца Филумена, говорящий: “Брат мой, меня убьют во славу Божью. Прошу тебя, не гневайся”.
Один из убийц был задержан спустя три года монахом монастыря у Колодца Иакова при попытке снова проникнуть в монастырь. После того, как был передан израильской полиции, Ашер Раби сознался в убийстве архимандрита Филумена, а также нескольких других убийствах и покушениях на убийство на почве религиозной ненависти. Он был признан психически невменяемым.
30 ноября 1983 года блаженнейший патриарх Иерусалимский Диодор в сопровождении греческих епископов, архимандритов, священников и монахов совершил открытие мощей архимандрита Филумена. Гроб его был с предосторожностями извлечен из могилы на кладбище Братства Гроба Господня на горе Сион. Его облачение, наполовину истлевшее, монахи взяли как благословение, чтобы раздавать верующим. Его руки легко сгибались. Правая нога от лодыжки и ниже истлела, потому что убийца усек ее топором, истлели и пальцы на левой ноге. Все остальное тело было нетленным, хотя и пролежало в гробу три года. Они были обмыты, обернуты новым покровом и положены в Троицком храме греческой семинарии на Сионе, где пребывали несколько месяцев, а затем были перезахоронены в новом гробе на сионском кладбище.
8 января 1985 года мощи святого Филумена были вновь извлечены из гроба и положены в раке в Троицком храме на Сионе.
В в 1999 году митрополит Морфийский Неофит благословил составление службы мученику и в 2000 — написание иконы. Иерусалимский патриарх Ириней, по решению синода, тогда же внес имя архимандрита Филумена в святцы.
29 августа 2008 года, накануне дня освящения достроенного храма святой Фотинии Самарянки (с которой у колодца беседовал Иисус Христос и прямо назвал Себя Мессией) греческого монастыря над Колодцем Иакова в Самарии, мощи торжественно были перенесены в Сихем.
29 ноября уже 2009 года патриарх Феофил III при огромном стечении паломников совершил в храме святой Фотинии Самарянки в Сихеме Божественную литургию, по окончании которой был совершен крестный ход в преднесении ковчега с каплями крови святого. Перед началом молитвенной процессии патриарх Феофил зачитал решение Священного Синода Иерусалимской Церкви о прославлении в лике святых новомученика Филумена. В своем слове патриарх отметил, что братия Святого Гроба Господня сразу же по назначении отца Филумена в Сихем называла его новомучеником, тем самым предсказав его страдальческую кончину.
Его благоухающие и чудотворные мощи находятся внутри нового трехчастного величественного храма, построенного у Колодца Иакова во имя святой Фотинии Самарянки, святого Филумена и святого Иустина. Ктитором нового храма является архимандрит Иустин, которому святой Филумен часто является и защищает его от нападок еврейских фанатиков, продолжающихся в этом святом месте. В течение года тысячи православных приезжают, чтобы поклониться честным мощам святого Филумена у колодца Иакова в Самарии.
Частица мощей святого, его епитрахиль и икона находятся в Греции, в святом монастыре Блаженного Августина и Серафима Саровского, в городе Трикорфо в Фокиде.
На заседании 5 марта 2010г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить в месяцеслов имя священномученика Филумена Святогробца и установить празднования его памяти 16/29 ноября, как в Иерусалимской Церкви.
Кто такой «мученик» и что означает «дать свою кровь за Церковь»?
В «Откровении» Иоанна упоминаются: «те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца» (Откр. 7:14). Евангелист Иоанн здесь говорит о всех тех, кто духовной силой, дерзновением, исповеданием веры принес в жертву даже и свою жизнь, чтобы отстоять имя Христово. Если бы мы могли созерцать дивную картину, на которой представлены «пришедшие от скорби» мученики, то различили бы в сонме шествующих в «убеленных одеждах» и старца архимандрита Филумена. Он пострадал на Колодце Иакова 29 ноября 1979 года в день св
оего Ангела. И в награду за это сподобился вечно предстоять пред престолом Агнца.
Одно из чудес… 28 октября 1985 года Патриархия назначила митрополита Палладия совершать торжественный молебен в одном отдаленном приходе. Однако тот запаздывал, братья звонили ему без конца, но никто не поднимал трубку. Они пошли к нему домой, постучались, но ответа не получили. Об этом они сообщили его духовному отцу, владыке Василию Кесарийскому, а утром, когда пришли вновь, то нашли его лежащим на полу, почти мертвым. Что же случилось? Вечером он упал в обморок и до 10 утра пролежал на полу без сознания. Вызвали «скорую помощь». Вместе с владыкой Василием Кесарийским пришел и монах Софроний, у которого был палец отца Филумена (отец Софроний, игумен монастыря святого Спиридона в Иерусалиме, облачал убиенного отца Филумена и тогда сохранил у себя его мизинец). Все плакали. Вдруг отец Софроний говорит:
— Ваше Высокопреосвященство, благословите, я перекрещу его мощами отца Филумена?
— Делай, что можешь!
Отец Софроний вынул мощи и перекрестил лицо владыки Палладия со словами тропаря: «Мученицы Твои, Господи, во страданиях своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего»… Как только отец Софроний перекрестил владыку, тот глубоко вдохнул и произнес:
— Где я, где я?
Вот один из примеров святости отца Филумена.
Господь решил позволить нашему поколению христиан иметь своих мучеников. Несомненно, это кровь убитых православных христиан, таких как архимандрит Филумен на Святой
Земле, иеромонах Василий, иноки Трофим и Ферапонт, другие… является сегодняшним «семенем», которое зреет и будет приносить урожай в винограднике Христа.
Де́монов победи́телю,/ те́мныя си́лы разори́телю,/ смире́нием унасле́довавый зе́млю,/ на Небесе́х ца́рствуеши;/ священному́чениче Филуме́не,/ моли́ Милосе́рдаго Бо́га на́шего // спасти́ ду́ши на́ша.
Священному́чеников новосия́нную звезду́,/ у студенца́ возше́дшую Самаряны́ни/ и облиста́вшую Це́рковь Христо́ву/ целому́дрием и страда́нием,/ ны́не воспои́м, я́ко а́гнца, за ве́ру закла́ннаго,/ любо́вию вопию́ще:// ра́дуйся, блаже́нне Филуме́не.
«… добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.» – Иисус Христос
(Мф. 25:21).
Автор священник Алексий Занин