Паломничество в Грецию

Паломничество в Грецию

С 30 сентября по 10 октября священник о. Дмитрий Малахов совершил паломничество в Грецию.

Время паломничества прошло весьма насыщенно:

💙 Молебен перед великой христианской святыней – Пояс Пресвятой Богородицы;

💙 Поклонение чудотворной иконе Пресвятой Богородицы – Всецарица;

💙 Посещение монастыря Иоанна Богослова, рядом находится могилка прп. Паисия Святогорца;

💙Посещение древнего монастыря Анастасии Узорешительницы, находятся мощи митрополита Солунского Феоны;

💙 На о. Корфу Литургия у мощей святителя Спиридона Тримифунтского (3 дня подряд);

💙 Посещение монастыря Богородицы Касопитры, находится чудотворный образ Пресвятой Богородицы Касопитры, целительницы глаз;

💙 Посещение храма св. Иоанна Предтечи, где находится могила русского воина;

💙 Посещение монастыря св. Анастасии Босоножки

💙 Посещение  Кафедрального Собора св. Феодоры, где покоятся её святые мощи;

💙 Посещение скита Иоанна Предтечи, где хранится глава св. Климента Охридского, ученика свв. Кирилла и Мефодия, а также часть руки св. Иоанна Крестителя;

💙 Посещение базилики св. вмч. Дмитрия Солунского;

💙 Посещение келий великих подвижников: Григория Паламы и Дионисия Олимпийского, хранится часть его мощей – правая рука, и большое собрание частиц мощей святых угодников Божиих;

💙 Посещение женского монастыря св. Ефрема Сирина, хранится частица его святых мощей;

💙 Три дня на Святой Горе Афон.

За несколько дней своего путешествия, отец Дмитрий посетил множество святых мест.

Одно  из таких, подворье монастыря Ватопед. Название  переводится как «дитя в кустарнике».

По древней легенде, сын императора плыл в Константинополь и был застигнут бурей близ этих берегов. Взывающий к помощи Пресвятой Богородицы юноша был смыт волной за борт. После бури его спутники сошли на берег близ Ватопедской обители и нашли юношу невредимым, спящим под кустом терновника. В месте где нашли чудесно спасенного Богородицей царевича, Феодосий Великий воздвиг храм.

Ныне на этом месте главный соборный храм Ватопеда. Он посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы и является самым большим храмом Афона.

Всего в монастыре находятся 26 часовень (небольших церквей), 5 из них пристроены или встроены в собор монастыря.

В монастыре хранится часть тростника, на котором Господу Иисусу Христу поднесли губку с уксусом во время Распятия, а также большая часть Древа Животворящего Креста Господня: крест царя Константина Великого.

В монастыре находятся части мощей многих святых.

Среди Ватопедских икон самые известные Пресвятой Богородицы: «Отрада и Утешение», «Всецарица», «Алтарница»

Монастырь Иоанна Богослова в Суроти был основан афонским старцем, преподобным Паисием Святогорцем, который являлся духовным наставником насельниц монастыря. Монахини живут по строгим афонским правилам. На территории обители находится могила преподобного Паисия Святогорца. Сегодня монастырь Иоанна Богослова в Суроти – одна из самых почитаемых паломниками святынь в Греции.В 1966 году к преподобному Паисию Святогорцу обратилась группа верующих женщин, пожелавших основать монастырь, в котором они могли бы жить и молиться, следуя строгим афонским правилам.

Вскоре отец Паисий нашёл место для строительства и получил благословение от местного епископа. Этим местом стало селение Суроти, где уже в 1967 году поселились первые монахини. Работы было проделано немало: нужно было построить не только храм и здания, но и провести дороги, водопровод и электричество. После завершения работ Паисий покинул Афон на пару месяцев. Перебравшись в Суроти, он помогал наладить жизнь обители — не только мелкие бытовые, но и духовные вопросы.

С тех пор Паисий регулярно навещал монастырь и до самой смерти не прерывал связи с основанной им обителью. Он писал монахиням письма, справляясь о делах или давая наставнические советы. Когда Паисий навещал Суроти дважды в год, это событие не афишировалось. Но люди бесконечным потоком тянулись к нему в надежде получить ответы на волнующие вопросы или благословение старца.

После смерти Паисия решено было, согласно его завещанию, похоронить его здесь, в монастыре Иоанна Богослова. Если бы его могила находилась на Афоне, монахини и многие миряне были бы лишены возможности посещать место захоронения святого. Ещё при жизни старца его беседы с паломниками были записаны монахинями, а затем изданы в книгах в виде диалогов. До сих пор в монастыре живут те, кому довелось знать святого Паисия лично.

Монастырь Анастасии Узорешительности

Монастырь с историей более 1200 лет.  Расположенный на греческом острове Халкидики, является древней православной обителью,  известной со времен раннего христианства.

Обитель была основана ещё в IX веке императрицей Феофано, позже причисленной к лику святых. Она щедро жертвовала монастырю огромные средства и немало реликвий.

Монастырь разрушался турками в XIX веке, но был восстановлен благодаря святителю Феону и остается активным, почитая святую Анастасию.

До 2012 года главной причиной посетить монастырь для паломников были мощи св. Анастасии. Здесь хранились честная глава святой великомученицы. Но в результате дерзкого ограбления монастырь лишился реликвии — до сегодняшнего дня мощи так и не найдены.

В самой обители это событие называют трагедией и не иначе как «похищением», а не кражей

В монастырском храме паломники поклоняются мощам святителя Феоны, восстановившего монастырь и мучеников, бывших в числе основателей обители.

Кроме святых мощей, почитаемыми считаются образы Анастасии Узорешительницы. Особенно икона XV века, которая, по свидетельству многих паломников, дарит исцеление от недугов и является чудотворной. Ещё одна важная святыня обители — частицы Креста Господня. Они были переданы монастырю святой Феофанией.

Храм свт. Спиридона Тримифунтского. О.Корфу

Святитель Спиридон родился в IV веке в Аскее, Кипр.

Он был женат, была дочь Ирина, и работал простым пастухом. Когда его жена умерла, он решил посвятить свою жизнь Богу и был избран, чтобы стать епископом Тримифунта.

Он был известен своей преданностью Богу, своей любовью к людям, простотой и смирением.

Самое главное, что он известен как в западной, так и в восточной церквах и почитается за множество чудес, которые он совершил, в том числе и за чудо воскрешения умершего человека.    Корфиоты почитают и поклоняются святому Спиридону и считают его Хранителем Города. В каждой семье есть кто-нибудь названный в честь святого.

Это не просто храм. Это — сердце острова. Это место, где легенды становятся реальностью, а время растворяется.

Ты идёшь по узким улочкам Керкиры, среди старинных балконов, лавочек с оливковым маслом и туристов, жующих мороженое.

И вдруг, на повороте, — он. Храм.

Небольшой снаружи, будто бы неприметный. Но стоит переступить порог, и ты попадаешь в другое измерение.

Собор святителя Спиридона Тримифунтского — главное православное святилище острова Корфу. Здесь покоятся его мощи. И не просто покоятся. Они живут.

Мощи святителя лежат в серебряной раке, которая открывается пару раз в день, но не обязательно. И это не просто обряд. Это — целая вселенная. Тысячи людей стекаются сюда, чтобы прикоснуться, попросить, поблагодарить. Потому что Спиридон слышит.

И есть одна странная деталь, о которой рассказывают с благоговением: его башмачки. Их меняют дважды в год. Почему? Потому что они изнашиваются. Не фигурально, а буквально. Как будто он и вправду ходит — среди нас. Посещает тех, кто в беде. Спешит туда, где нужно вмешательство свыше.

Рассказывают, что в минуты бедствий, войн, эпидемий он не оставлял остров.

Во время осады турками — мор прошёл мимо.

При нашествии нацистов — бомба упала рядом с храмом, но не разорвалась.

Его присутствие ощущается здесь, в этих стенах, в воздухе, в свечах, что горят в полумраке.

А ещё — его запах. Считается, что от мощей святителя исходит тонкий, пряный аромат — как дыхание мира, где нет страха.

Это не миф. Это знают все, кто был внутри.

Ты стоишь перед ракой. И не знаешь, что сказать. Потому что слова здесь — лишние. Всё важное происходит внутри. Просто чувствуешь и шепчешь. Просто веришь и умываешься слезами благодарности и мольбы…

Собор на Корфу — это место, где можно не только поклониться святому, но и заново услышать себя.

И, может быть, впервые быть услышанным…

Недалеко от Керкиры на полуострове Канони расположен Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры.

Основанием для возведения монастыря стало чудо, которое случилось в рыбацком поселке Касьопи в 1530 году.

В то время, когда остров находился под венецианским господством, там безвинно пострадал благочестивый юноша Стефан. По приговору судьи он был ослеплён за преступление, которого не совершал. На северо-востоке острова, в 18 милях от столицы находилось когда-то небольшое приморское поселение Кассиопея, на месте которого стоял знаменитый храм, посвящённым Пресвятой Богородице.

Стефан решил отправиться в этот храм, остаться при нём и просить милостыню. Поклонившись находящемуся в церкви чтимому образу Божией Матери «Неувядаемый цвет» и горячо помолившись Ей, они с матерью остались ночевать в храме.

Ночью Стефан почувствовал, как кто-то коснулся рукой его лица и стал ощупывать пустые глазницы. Внезапно прямо перед собой он увидел Женщину в ослепительном сиянии. Она предстала пред ним ненадолго и исчезла.

А Стефан обрёл зрение, только глаза у него стали теперь голубыми, тогда как до казни они были чёрными. Со слезами радости мать и сын благодарили Пресвятую Богородицу за Её скорое вмешательство и помощь.

Весть о чудесном исцелении Стефана быстро разнеслась по острову.  Пригласив Стефана к себе, правитель, не справедливо осудивший беднягу захотел возместить его страдания, богато одарил.

Сам же монастырь состоит из нескольких зданий.

Главным является собор, который представляет собой небольшой однонефный храм с плоским потолком и с мраморным иконостасом, увенчанным фронтоном.

Главная святыня монастыря — это икона Пресвятой Богородицы Косопитры. На ней изображена Пресвятая Богородица, которая вкладывает новые глаза распростертому на земле слепому юноше, а рядом его молящаяся мать.

Также в монастыре находятся мощевики с множеством частиц мощей святых.

А именно святого Мефодия, Андрея Первозванного, Арсения Каппадокийского и других, тапочки святителя Спиридона Тримифунтского и т.д.

Посещение скита Иоанна Предтечи, подворья Афонского монастыря Симонопетра.❤️

Продолжаем рассказ о паломничестве нашего батюшки по святым местам северной Греции, в этот раз речь пойдент об одной из самых удивительных и значительных православных святынь.

Место, о котором пойдет рассказ, по своему влиянию на умы современников не уступало Святой горе Афон и было источником духовного света для всей Византийской империи.

И позже, в темные века османского владычества, в скиту Иоанна Предтечи, называемом также Верийским, поскольку находится он совсем недалеко от города Верия, не пресеклась монашеская традиция.

На протяжении многих столетий любовь Господу и стремление к уединенному служению Ему притягивали в обитель, далекую от мирского шума и тщеславия, аскетов и отшельников.

В книге Деяний Святых Апостолов имеются свидетельства того, что в Верии и в области Иматии проповедовал святое Евангелие апостол Павел, проходил здесь и апостол Лука, следуя за своим учителем. Слово апостольское дало обильные плоды. И стали стекаться сюда все стремящиеся к беззаветному служению Богу. И когда горы наполнились хижинами и пещерками, в которых ютились отшельники, то вся местность получила название «Скит, тот, что близ Верии» или Скит Верийский.

Когда около 1326 г. в Скит пришел из Салоник  святой Григорий Палама, он нашел здесь отшельников, живших в пещерах в воздержании и посте. В одной из таких пещер поселился и он, а в соседних устроились его ученики. Святой провел в суровой аскезе около пяти лет, выходя к монахам-пустынникам только по субботам и воскресеньям.

История скита Иоанна Предтечи теряется в веках.

В 1822 г. турки расстреляли монастырь Предтечи, «в упор». Монахом удалось вовремя спрятать реликвии обители и мощи святых. Возвратившись на пепелище, они смогли к 1835 году восстановить здания, и значительную часть стен.

В наши дни монастырь имеет тот вид, который приобрел к середине XIX в.

Исторические события последнего столетия лет привели к упадку и запустению святого скита в Верии. Это продолжалось практически до наших дней, но с Божией помощью монашество в этих святых местах вновь возродилось. Но и сегодня далеки они от проторенных туристических маршрутов, в том числе и паломнических.

Может поэтому ощущение невидимого присутствия святых отцов сохраняется здесь и по сей день и благоухание мощей так глубоко трогает каждого благочестивого паломника, которого Господь приводит сюда?

Здесь хранится глава св. Климента Охридского, ученика св. Кирилла и Мефодия, а также часть руки св. Иоанна Крестителя. Здесь же, около скита находятся кельи великих подвижников: Григория Паламы (где он подвизался 5 лет) и Дионисия Олимпийского.

Монастырь Дионисия Олимпийского.

Старый монастырь Святого Дионисия, одного из почитаемых святых, расположен в ущелье Олимпа на высоте 900 метров над уровнем моря. Сами строения обители пронизаны идеями преподобного, который при жизни проповедовал единение человека с природой и отказ от мирской суеты.

Новый монастырь построили здесь сразу после войны, так как старый, находящийся выше на горе был взорван фашистами в 1943-м за укрывательство греческих партизан.

В новом есть музей, там хранятся мощи нескольких святых(в том числе апостолов Андрея Первозванного и Луки), а также древние книги и облачения, спасенные из старого монастыря.

Следующее место: женский монастырь во имя преподобного Ефрема Сирина, был основан его нынешней игуменьей матушкой Екатериной в 1983 году первоначально как частная обитель, а затем в 1985 году был приписан к митрополии  Китроса, Катерини и Платамонаса.

Центральный собор обители, выдержанный в афонском стиле, был освящён в 2000 году во имя покровителя монастыря преподобного Ефрема Сирина и иконы Богоматери «Живоносный источник».

Центральный собор обители дополнен приделами во имя святых Екатерины и Порфирия.

На цокольном этаже находится храм во имя святого Иоанна Предтечи и святых новомученников Рафаила, Николая и Ирины.

Ещё одна часовня во имя преподобного Сысоя украшает трапезную в архондарике.

Монахини монастыря, помимо главного молитвенного служения, занимаются иконописью, мелкой резьбой по дереву, садоводством, цветоводством и изданием религиозной литературы.

Трудами сестричества монастырь превратился в утопающий в зелени и цветах кусочек земного рая.

Из обители открывается живописный вид на величественный Олимп и уходящие к морю плодородные долины Пиерии.

Ефрем Сирин автор той самой молитвы, которую мы читаем Великим постом. В ней по словам Серафима Вырицкого: «все Православие и все Евангелие»

Вот так она звучит:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Боже, очисти мя грешного!>>

Сама гора Афон, что она собой представляет? Почему туда можно только мужчинам? А правда ли что туда нужна специальная виза?

Современный мир похож на огромную стрессовую воронку, попадая в которую почти невозможно остаться наедине с собой, чтобы восстановить внутренний баланс и подумать о смысле жизни вообще и собственной в частности.

Афон является в этом плане настоящим духовным убежищем. Неважно, насколько далеко продвинулся прогресс — важно, насколько глубоко развиваются наши души. Вспомнить об этом как раз и помогает пребывание в таких святых местах.

Итак.  Эгейское море, полуостров Халкидики, восточная часть которого носит название Афонский полуостров. Здесь находится гора Афон высотой 2033 м. Общая площадь Афонского полуострова — 335,637 кв. км. В центре полуострова административный центр Карье. В настоящий момент там проживает примерно 2000 человек.

Формально это территория Греции, но, согласно конституции страны, Афон является независимым монашеским государством с собственной системой самоуправления. Подчиняется он только Константинопольскому патриархату

На склонах горы выращивают фрукты, цитрусовые, грецкие орехи. Есть виноградные и оливковые плантации. Источниками чистой питьевой воды являются горные ручьи.

Считается, что первые монашеские общины появились на Афоне в 690-х г. н.э. Тогда здесь же обитали обычные крестьяне, которые пахали землю и пасли скот.

В 833 г. по указу византийского императора Василия Македонянина здесь остались только монахи.

Первый монастырь, Великую Лавру, основал в десятом веке преподобный Афанасий Афонский под покровительством императора Византии Никифора II Фоки.

Через пару столетий на Афоне уже появились общины монахов, приехавших из Грузии, Болгарии, Руси и Сербии. Уже в начале одиннадцатого века здесь существовало почти две сотни скитов и монастырей.

Период с десятого по тринадцатый века считается для афонского монашества золотым временем. Появляются известные монастыри Иверон, Хиландар, монастырь Великомученика Пантелеймона и др. У каждого собственные особенности и традиции.

В 970 году создается первый Устав (Типикон) для монахов. Он регламентировал правила приема в обитель, пострига и другие аспекты проживания на Афоне.

Частью Греции Афон стал в 1926 г.

Трудности такие как гражданская война и вторая мироваяпривели к тому, счто монахов на Афоне сильно поубавилось, итак в 70е года прошлолго столетия их было чуть больше тысячи.

Монастыри, как средоточие духовного опыта, начинают привлекать множество паломников. Этому способствует и развитие технологий: для общения с верующими и распространения духовных знаний у ряда монастырей есть собственные сайты.

Рост интереса среди молодежи обеспечивается также за счет появления в широком доступе большого количества книг, документальных лент о монашестве, истории Афона.

Текст и фото: протоиерей Дмитрий Малахов

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *