Осторожно, секта! Липецкий теолог – о том, как выявить сектантов и не попасть в их сети
Ежегодно тысячи людей во всем мире становятся заложниками тоталитарных религиозных сект. Что мы знаем об этих организациях? Не так уж и много, несмотря на то, что само слово «секта» известно всем. Другое дело, что в обиходе мы его, как правило, используем как нарицательное понятие. Нередко и вовсе в юмористическом ключе. Но если разобраться, то в этом нет ничего смешного. О том, что такое классические и тоталитарные секты, каким образом можно избежать их влияния и как надо спасать людей, ставших адептами деструктивных культов, в интервью радиостанции «Липецк FM» рассказала доцент кафедры философии, социологии и теологии Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, кандидат философских наук Наталья Фролова.
— Как минимум, последние лет 30, слово «секта» используется как оскорбительное, непременно связанное с обманом или жульничеством. Но ведь так было не всегда? Каким образом секты стали представлять собой то, чем они сейчас и являются?
— Слово «секта» изначально не несло в себе никакого негативного смысла. В переводе с латыни этот термин означает «партия, школа, фракция». Термин служил для обозначения образа мышления, образа жизни, а в более конкретном смысле — политической партии или философской школы, к
которой принадлежал человек. Философский союз Пифагора и школа Эпикура — образцы «безвредных» сект в древнегреческой культуре. Однако сегодня термин «секта» наполнен несколько иным смыслом и виной тому — особый характер функционирования этих религиозных организаций. Секта — это такая религиозная организация, для которой характерно строго контролируемое членство адептов, харизматический тип религиозного лидерства и претензия на исключительную роль, сакральность учения. К примеру, в другой разновидности религиозных организаций – Церкви — всех этих характеристик мы не встречаем. Как правило, секта — это всегда молодая религиозная организация. В определенном смысле даже можно утверждать, что Церковь — это итог эволюции секты. Для подтверждения этого тезиса предлагаю вспомнить самую молодую из христианских конфессий — протестантизм, который ныне существует как калейдоскоп разнообразных протестантских сект. Секта для того, чтобы «выжить», вынуждена прибегать к «авторитарным» мерам воздействия на человека. В противном случае ей не выдержать конкуренции с другими религиозными организациями. Борьба идёт за каждую душу. А здесь уже происходит нарушение границ свободы человека и, как следствие, протест, противостояние, сигнал тревоги.
— Существует такое понятие как «культ». Это слова-синонимы с сектой или не совсем? Разумеется, если мы говорим о современных культах, а не колдовстве Вуду и тому подобных «традициях» африканских стран.
— Безусловно, есть некое смысловое пересечение на содержательном уровне. И то, и другое связано с религиозностью, религией, верой. Но это разные понятия. Секта — разновидность религиозной организации. Культ — разновидность религиозной деятельности. Как, например, мы отделяем Церковь, от таинства крещения или евхаристии (причастия), так и секта отличается от культовой практики.
— Чем можно охарактеризовать секты тоталитарного толка? Каковы признаки именно деструктивного учения?
— Тоталитарная секта – это группа людей, которая широко использует средства манипуляции и эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. В этом и заключается разрушительное влияние такой секты на человека.
Существуют чёткие признаки, по которым можно определить тоталитарную секту:
— контроль за поведением, мыслями и эмоциями своих членов;
— обладание лидера секты особым статусом, который выносит его за рамки общества или семьи и противопоставляет им;
— обманные методы для вербовки и привлечения новых членов – например, приглашение на концерты;
— преданное служение членов секты ее лидеру, когда ни одно его слово или действие не подвергается сомнению;
— решения относительно того, как люди должны мыслить, действовать или чувствовать, принимаются руководством группы, например, члены секты должны получать разрешение, чтобы пойти на свидание, переменить работу или вступить в брак, существуют правила, определяющие, как одеваться, каким образом воспитывать детей, где жить;
— чрезвычайное внимание тому, как добыть побольше денег;
— лидер секты ни перед ке
м не несет ответственности и не подвластен каким-либо властям или авторитетам;
— адепты секты часто порывают связи с семьей, близкими и друзьями, они отказываются от целей жизни и личных интер
есов, которые были раньше, до вербовки в группу;
— поощрение сожительства адептов друг с другом;
— вопросы, сомнения и недовольство искореняются или даже наказываются.
— А много ли религии в сектах в принципе?
— Концентрация религии в тех или иных сектах разная. Где-то больше, где-то меньше. Сама атрибутика секты, о которой говорилось ранее, чаще всего приводит к преобладанию формы над содержанием. В погоне за построением «идеальной» религиозной структуры — послушной, подконтрольной, широко представленной приверженцами, вопросы вероучения чаще всего отодвигаются на второй план. Нельзя не вспомнить всем хорошо известные слова Рона Хаббарда — основателя одной из современных тоталитарных сект: «Хочешь заработать миллион? Создай свою религию!», которые также подтверждают мысль о том, что собственно религии тут не так уж и много.
— Какие схемы манипуляции, как правило, применяются при вербовке людей в религиозные секты?
— Вербовщик выглядит искренне дружелюбным и откровенным. Это подкупает. Если вы физически отделены от общества и привычного окружения, вы можете утратить собственное ощущение действительности. Учение группы о спасении подкрепляется намеренным преувеличением «грехов» вашей прошлой жизни. Лояльность группе и подчинение ее правилам и идеологии может достигаться путем запугивания, а также угрозой серьезных духовных и физических последствий, вытекающих из различных нарушений. При этом чувство единой семьи и принадлежности к ней может быть искусственно создано постоянными объятиями, поцелуями, прикосновениями и непрекращающейся лестью. Если вам не оставляют времени на самого себя, если нельзя побыть в одиночестве, вы можете утратить способность объективно мыслить и оценить ситуацию со стороны. К тому же, если вы не получаете необходимого отдыха, то можете утратить способность ориентироваться в обстановке и сделаться сугубо подверженным влиянию, особенно если при этом вас постоянно ставят во все новые, непривычные для вас положения и предоставляют противоречивую информацию.
— Есть такая точка зрения, что люди запросто в секты не попадают. То есть, была некая «душевная пустота», и человек подсознательно искал подобную общину, чтобы она заполнила этот вакуум. Насколько эта точка зрения имеет право на существование?
— Чтобы поддаться на манипуляции секты, вовсе не обязательно переживать состояние потерянности, депрессии или неуверенности в себе. Одна моя знакомая – она музыкант, на одном из концертов услышала песню, которая её заинтересовала. Она захотела найти слова и ноты, и поиски привели её в одну из протестантских сект. После первого посещения её взяли в жёсткий оборот, из которого вырваться было очень нелегко. Вот так любовь к искусству почти подтолкнула человека к вступлению в секту. К счастью, всё закончилось благополучно. Хотя, конечно, чаще всего жертвами сект становятся именно страдающие, лишенные духовного опыта люди.
— А бывает так, что люди добровольно приходят в религиозные секты? Что их привлекает в такого рода объединениях?
— Бывает и такое. Здесь может быть разная мотивация — любопытство, одиночество, жажда общения, желание быть не таким как все, жизненная трагедия. Моя соседка стала членом секты «Исход» на добровольных началах в результате того, что её дочь страдала наркоманией и это было её утешение.
— Вне зависимости от того, каким образом человек стал адептом религиозной секты, последствия будут негативными?
— Я лично знакома с адептами сект — преимущественно протестантских, которые считают себя абсолютно счастливыми людьми. И эту эйфорию они напрямую увязывают с принадлежностью к секте. Однако взгляд со стороны чаще всего даёт нам примеры негативного влияния секты на человека и общество — духовное рабство, имущественные потери, нарушение социальных связей.
— Как не попасть в тоталитарную религиозную секту?
— Как православный человек отвечу так: идите в православный храм, воцерковляйтесь, живите во Христе и никакой секте вас не удастся завербовать в свои ряды. Как учёный посоветую вам изучить все приемы манипуляции, которые используют сектанты. В Германии, к примеру, среди школьников распространяют памятки, в которых тезисно обозначены основные характеристики сект. И в конце сказано, что если у вас есть подозрение хотя бы в отношении одной характеристики, срочно оградите себя от этой группы.
— Если человек попал под влияние сомнительной религиозной общины, но еще не переписал квартиру на своих новых настоятелей, можно ли как-то безболезненно самому покинуть ряды секты?
— Сложно, но можно. Примеры есть, и их немало. Но это, как правило, «сценарий переключения». Потребность ведения духовной жизни, удовлетворяемая так или иначе сектой, должна проявляться в равноценном духовном опыте. Как правило, бывшие сектанты становятся православными христианами или правоверными мусульманами.
— Что делать родственникам, друзьям и знакомым, если человек, находясь под воздействием религиозной секты, уже не контролирует свои действия и не отдает отчета своему поведению?
— Разорвать связь с сектой в одночасье невозможно. Это длительный процесс, как если бы вы отвоёвывали у врага в год по сантиметру своей земли. Нужен альтернативный духовный опыт, а также установление реальной пространственной преграды с другими членами секты, поскольку они будут всеми правдами и неправдами пытаться вернуть «отпавшего брата или сестру».