Поддельное Православие.

Поддельное Православие.

Люди, живущие в России и других странах с православными корнями, в большинстве своем, можно сказать, генетически хорошо относятся к Православию. Но при этом нельзя не заметить, насколько вопиющей и зачастую просто опасной может оказаться религиозная безграмотность наших современников, ведь неосведомленностью людей пользуются различного рода мошенники и сектанты, маскирующиеся под православных. Как же распознать псевдоправославные религиозные сообщества? Своими наблюдениями и размышлениями делится Андрей Безруков, заместитель председателя миссионерского отдела Тверской епархии.

Псевдоправославие имеет несколько направлений. Первое – это секты, использующие в своем названии слова «православие», «православный» и при этом в своем учении не имеющие православной догматики.
Яркий пример у нас в Тверской области – «Православная церковь Божией Матери Державная» (БЦ), которую называют богородичниками. Позиционируя себя изначально как православных, они в своем вероучении имеют такие положения, которые не дают нам права считать их таковыми. БЦ строит свое учение на признании того факта, что «откровения Богородицы» главе этой секты Береславскому являются истинными, а также на идее «Третьего Завета» (якобы завета Богородицы).
При этом они с годами откровенно отходят от христианства как от такового. Они уже принимают как некую новую, отличную от традиционного христианства истину «сокровища из духовных кладовых катаров, богомилов, христоверов, тамплиеров, божеств и пантеонов непорочных цивилизаций».
Помимо такого рода сект, объявляющих себя православными, существуют более опасные течения. Они часто не выделяются в открытые секты, продолжая вести церковный образ жизни. Наиболее характерными признаками таких групп являются:
Усиленные эсхатологические ожидания прихода Антихриста. Это даже не одна из черт, а основная черта, определяющая прямо или косвенно все прочие особенности. Памятование о конце мира является обязательной частью мировоззрения и духовной жизни православного христианина, а потому использовать именно эту тему и даже эксплуатировать ее псевдоправославным группам особенно легко. Обычно представители указанных групп уверены в том, что Антихрист уже явился в этот мир или явится в скором времени, указывают на знаки такого явления, даже пытаются определить лиц и организации, которые якобы связаны с этим процессом. Такого рода группы периодически встречаются в колонках скандальных новостей. В нашей митрополии организованных групп такого рода не установлено, но подобными настроениями «болеет» достаточное число прихожан.
Категорическоое неприятие СНИЛС, ИНН, штрих-кодов. Они твердо убеждены, что там содержится указанное в Откровении Иоанна Богослова число зверя – 666 (Откр.13:16-18). На деле это проявляется в отказе получать паспорт, покупать продукты со штрих-кодом (если и покупаются продукты с ними, то они в обязательном порядке уничтожаются), а также в отказе от любых форм электронных документов, призывах переезжать в деревню, где шансы переждать антихристовы времена выше.
Учение о «царе-искупителе» Николае II, который ставится в один ряд с Иисусом Христом, при этом на первый план выдвигается идея всеобщего (соборного) греха и всеобщего же покаяния перед царем. Часто это маргинальное движение именуется царебожничеством.
Чрезмерное почитание «старцев», деятельность которых вызывает сомнения у Церкви; почитание, напоминающее поклонения гуру в восточных культах. Известно, что в Православии существует институт старчества и духовного наставничества, однако в большинстве псевдоправославных и маргинальных групп из «старца» или «старицы», по сути, творят безошибочного гуру, слово которого выше Евангелия, указания которого важнее епископских и должны приниматься без размышления, «в духе полного смирения и послушания». Всё в подобных группах строго подчинено «старцу». Каждый шаг в любой области жизни нуждается в его благословении, в его указаниях.
Ярким примером такого «гуру» в наши дни является бывший схиигумен Сергий Романов, который вовлек в своё антицерковное движение массу наивно доверившихся ему прихожан. В нашем регионе таких выпуклых примеров мы не видим, но тенденция найти «правильного» старца часто присутствует у многих мирян.
Безусловно, псевдоправославные течения (а также и маргинальные группы, которые порою постепенно превращаются в откровенные секты, и жесткую границу провести здесь можно не всегда) опасны прежде всего своим подобием православной религии, к которой причисляет себя большинство жителей нашего региона.

Андрей БЕЗРУКОВ

30.10.2020

Публикация сайта Тверской епархии

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *