Обращение Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Липецкого и Задонского, на Международной научно-практической конференции «Святитель Тихон Задонский и пути развития русского богословия, культуры, образования»
Уважаемые всечестные отцы, дорогие братья и сестры, дамы и господа!
Базовые принципы отечественного образования исторически созидались на духовно-нравственных ценностях Православия. И сегодня можно констатировать о том, что частично продолжается добрая традиция в лучших образовательных учреждениях, сознающих свою социальную ответственность перед будущими поколениями. Ещё до Рождества Христова было подмечено Аристотелем-философом: «Кто делает успехи в науках, но отстает в нравственности, тот скорее идет назад, чем вперед». Вся мировая история – тому ярчайшее подтверждение.
Рассуждая о развитии русского богословия, культуры и образования, мы не можем обойти вниманием тот факт, что в их основе лежит православная духовность, причем не как отвлеченное понятие, а как деятельная жизнь во Христе. Не случайно на Руси вплоть до XIX века богословие главным образом воплощалось в иконописи, а церковное искусство до сих пор остается непревзойденной вершиной русской культуры. Но лучшим плодом «спасительного сеяния» слова Божия стали сами святые подвижники веры и благочестия. Немеркнущий свет их святости простирается далеко за географические и временные границы, до настоящего дня воодушевляя на служение Богу и людям. Среди них великий духовный писатель и покровитель нашего уголка древнерусской земли – святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец.
Простота творений святителя Тихона, их ясность, живое чувство благочестия, доступность для общего понимания сделали их любимыми произведениями всех сословий России, что позднее способствовало нравственному оздоровлению общества.
Обращаясь к теме форума в свете личности святителя Тихона Задонского, необходимо отметить практическое значение его просветительских трудов, что также отмечено и в богослужебном тексте акафиста Святителю в одном из кондаков: «И словом вразумил заблудших» (Кондак 6).
«Не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2:4), достигается такая глубина нравственного воздействия, побуждающая слушающих к перемене образа мысли и образа жизни в свете Евангельского учения. Этот дар Божественной благодати нельзя стяжать иначе, как неутомимым подвигом самоотвержения, пример которого мы видим в житии святителя Тихона. Стремясь быть верным Христу, он с великим вниманием проводил свою жизнь, явив неукоризненный образ «…словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением» (тропарь святителя Тихона).
Рассуждая о нравственном состоянии общества того времени в целом и человеческой личности в частности, святитель Тихон уделял особое внимание синергии. В Православии это понятие обозначает со-действие, соработничество Божественной благодати и свободной человеческой воли в деле спасения. При этом Господь не упраздняет свободное произволение человека: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной» (Откр. 3:20).
Священное Писание открывает, что причина человеческих бедствий кроется в умножении беззаконий (ср.: Мф. 24:12) и предлагает единственно верное врачевание от них – проповедь последнего ветхозаветного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и Самого Господа нашего Иисуса Христа начинающуюся одним и тем же словом: «Покайтесь!» (см.: Мф. 3:2, Мф. 4:17).
Призывом к покаянию, к познанию и прославлению Творца делами веры проникнуты и труды святителя Тихона Задонского. Вспомним: он жил не в самую благоприятную эпоху. При «просвещенной» Императрице, как именовала себя Екатерина II, на фоне внешних побед и территориальных приобретений, в стране царил самый тяжелый период крепостного права. Духовно-нравственная жизнь находилась в упадке, особенно на окраинах Империи, к которым относились тогда и наши земли.
Увидев на новом месте служения далекие от христианских идеалов нравы воронежской паствы, святитель глубоко скорбел. Нерадивость жизни была присуща не только представителям простого народа, но и самим его духовным предводителям – пастырям Божиим. Распространенными среди «крещенных, но не просвещенных» христиан оставались и языческие ритуалы.
Конечно, даже в такой среде в каждом из сословий оставались верные Богу души, что подтверждает и русская пословица «Не стоит село без праведника, а город без святого». Их имена знакомы нам из жития Святителя, но это были скорее редкие счастливые исключения из тогдашнего общества.
Не жалея сил и времени, Святитель принялся вразумлять заблудших, утешал страждущих, заступал обидемых. Его неутомимая деятельность принесла добрые плоды: прекратилось ежегодное празднование языческому богу Яриле, духовенство становилось грамотнее, а народ благочестивее. Потянулось в храмы и подрастающее поколение.
Болезнуя душой о чадах Божиих, подвижник не знал успокоения от трудов, даже будучи на покое. В назидание потомкам Святитель оставил драгоценное сокровище духовных книг; в исцеление страждущих ископал два источника вод, ставших по его молитвам цельбоносными; до последних дней не закрывал он дверей своей кельи для прибегавших к нему за помощью и советом.
Благоговейная память о любвеобильном и добродетельном архипастыре не угасала с течением времени, но росла и переходила в уверенность, что Святитель прославлен на Небесах, чему способствовали и многочисленные чудесные случаи благодатной помощи при обращении к нему в молитвах.
Всенародным торжеством стало прославление мощей скромного подвижника в 1861 г. В биографии поэта И.С. Никитина сохранилась запись об этом событии: «Не только Воронеж, но и вся губерния оживились и наполнились сотнями тысяч богомольцев, шедших и ехавших со всех концов России. Не говорим о Задонске: топографически он почти не существовал. Восемьдесят четыре версты, отделяющие этот городок от Воронежа, представляли сплошную улицу, по которой стремились волны народа… Ни с чем нельзя было сравнить этой картины, единственной в своем роде!».
Мы чтим память угодника Божия, прибегаем к нему в молитвах, изучаем для пользы души его произведения. Его имя, в рамках темы форума, поможет найти ответ на главный вопрос поднятого научного искания: какова конечная цель развития русского богословия, культуры и образования? А цель одна – сохранить и утвердить христианский нравственный идеал в современном обществе, передать его неповреждённым грядущим поколениям, открывая возможность полноценной реализации человеческой личности не только в ее земном измерении, но и в вечности.
В наше непростое время среди научного сообщества сохраняются чада Божии, которые стремятся подражать святителю Тихону в просветительских трудах, указывая слушателям путь к источнику живой воды, испив которой человек не вжаждет во веки (ср.: Ин. 4:14).
Молитвами святителя и чудотворца Тихона да дарует нам Господь единомыслие в дискуссиях при плодотворном обмене опытом.
Текст и фото – сайт Липецкой митрополии