Христианство и язычество.
13 февраля 2020 года состоялась очередная молодежная встреча. 15 числа Православная Церковь отмечает Праздник — Сретение Господне. Но в умах людей часто можно встретить нечто не христианское. Так на вопрос священника отца Алексея люди в возрасте ответили, что Сретение — это великий праздник встречи двух времен года…
Разве это христианство? А наша страна, как ничья другая, претендует на звание Православной.
Разобрав «сретенские поверия» на молодежном общении, окунулись и в другие славянские учения, которые порой можно принять за христианские…. Своего рода встреча носила характер разбора народного христианства.
Нам, христианам, просто необходимо следовать за Христом и оставлять все несуразные учения, которые отводят от главного в жизни!
Слово «сретение» встречается в Библии… Исх 19.17; Ам 4.12; 1Фес 4.17 и означает «встречу».
Сретение — в христианском календаре знаменует Сретение (встречу) Иисуса Христа в Иерусалимском храме с праведным Симеоном и Анной пророчицей.
В народном календаре: у восточных и западных славян обычно отмечалась середина зимы или первая встреча весны, у южных славян — граница зимы и весны.
У католиков и униатов праздник называется Громницы, поскольку в этот день в костёлах совершался чин освящения восковых свечей, считавшихся оберегом на случай грозы.
Крестьяне обходили свои дома с иконой Сретения Господня. При внесении иконы в дом после обхода вся семья, преклонясь на коленях, произносила: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас».
Украинцы, чехи, поляки,… — в Белоруссии — был обычай носить в Сретенье в церковь свечи для освещения. Свечи были не короткие — длиной в 10 вершков (полметра). В Громницы их носили в церковь для освящения. Обычай этот утвердился в Белоруссии во времена унии. Униатская же церковь переняла его от польских католиков. Иезуит Ленцкий в Катехизисе, который издала Виленская иезуитская академия в 1768 году, пишет: «Эти свечи громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми, по допущению Божию, чародеями или волшебницами; и потому верующие во время грозы зажигают сии свечи, дабы испытать плода молитвы; дают также умирающим в руки громницу — для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы». Этот обряд в Римской Церкви утвердился при папе Римском Сергии и был установлен для противодействия языческому празднеству, которое под именем Фебруалий совершалось в первых числах февраля в честь Фебра, Прозерпины и всех богов подземного царства и сопровождалось возжжением факелов.
В Воронежской области в ночь на Сретенье в 12 часов ходили к трём колодцам набирать воду. Эта вода считалась целебной. Ею брызгали больных родственников и скотину, купали и поили детей. В Липецкой области, в с. Боринском в 80-90-х годах все это тоже активно практиковалось простыми людьми. «Воду, освящённую на Сретенье, признавали равносильною крещенской». А еще на Сретение боялись шить, так как считалось, что игла может навлечь беды, вплоть до молнии.
В ночь со Сретения опасались домового. Домовой может «заездить коня». При этом, стоит сразу оговориться — домовой существует и является одним из бесов.
Также на Руси на Сретение пекли блины, круглые, золотистые — они символизировали Солнце. Этим призывали его возвращение.
Наша страна богата на разные суеверия. И необходимо напоминать о том, что является суевериями, и особо важно помнить — СУЕВЕРИЯ — ГРЕХ. Поэтому христианин не должен жить с этим.
— Но ведь нередко суеверия сбываются, не случайно же они возникли?
Иерей Алексий Колосов:– Факты сами по себе мало что значат – важна их трактовка: «чистому все чисто» (Тит. 1:15), а пораженный грехом и не имеющий доверия Богу обманывается своим «Я» и видит «закономерности» там, где их нет. Беда в том, что эти закономерности востребованы – человеку страшна Библейская картина миробытия: Сотворение мира, долгий путь к спасению, Благовестие, Искупление, Церковь, Второе Пришествие и Страшный Суд – все это пугает. Мы боимся ответственности за свою вечную жизнь, той ответственности, что идет рука об руку с Евангелием. Нам хочется чего-нибудь попроще, такого, что щадило бы греховное «Я». Проще уцепиться за эти «закономерности», нежели жить по Христу.
Иерей Михаил Михайлов:— Тут все очень просто: вероятность совпадения велика – либо сбудется, либо нет. Вот кошка перебежала дорогу. Кто знает, что случится за этот день? Но при чем тут кошка? А если бы она не перебежала дорогу, что, не случилось бы? Человек от безверия находит объяснения своим несчастиям, своим неприятностям и своим удачам и неудачам. Важно и то, что, если мы посмотрим на приметы разных народов, то увидим, что одни и те же явления имеют абсолютно разный смысл! Например, во Франции влетевшая в окно птица – предвестник счастья!
Тема эта весьма актуальна и поэтому мы к ней еще не раз будем возвращаться.
Миссионерский отдел Усманского благочиния