Святой новомученик Филумен Святогробец

Святой Филумен, в миру Со­фок­лис Ха­са­пис, родился в сто­ли­це Ки­п­ра Ни­ко­сии 15 октября 1913 года. Его благочестивыми родителями были Георгий и Магдалина. Он и его брат-близнец Елпидий, в миру Александр, с детства отличались любовью к Богу и уже с ранних лет разгорелись стремлением к монашеской жизни. Всего в семье было 13 детей.

У себя дома с помощью бабушки Локсандры (Александры) Хасаписы в одной из комнат дети устроили храм и в нем молились. С малых лет дети были близки Церкви. Однажды, когда близнецам было по 14 лет, отец потерял их. Кто-то подсказал, что они убежали в Ставровуни. Там отец действительно нашел их и хотел забрать домой. Тогда Елпидий обратился к нему: «Зачем ты хочешь вернуть нас домой, ведь мы снова убежим!» Эти слова убедили отца, и он дал им свое благословение на монашество. В Ставровуни братья провели два года.

Итак, в 1927 году, в возрасте всего лишь 14 лет, они, взяв благословение духовника и своих богобоязненных родителей, удалились в монастырь Ставровуни. Здесь они прожили около шести лет, после чего наместник храма Гроба Господня отправил их учиться в гимназию при Иерусалимском Патриархате. Так в 1934 году они стали учениками школы Святого Сиона в гим­на­зии Иеру­са­лим­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

В 1937 году они постриглись в монахи. Софокл был наречен Филуменом, а Александр – Элпидием. 5 сентября того же года они были рукоположены… мо­нах Филу­мен был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на. Иеро­мо­нах Ел­пи­дий впо­след­ствии был при­гла­шен в Алек­сан­дрий­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь и отправился в Афины.

В 1939 году окончили патриаршую гимназию. Отец Елпидий покинул Святую Землю и служил в других местах. Началась Вторая мировая война. В это непростое для всего мира время Филумен вел обычную монашескую жизнь. Несколько лет подвизался в долине Кедрон в лавре святого Саввы — удивительной обители, в которой по сей день нет электричества. Святой провел здесь 46 лет до своей мученической кончины, нес раз­лич­ные по­слу­ша­ния в пат­ри­ар­хии.

Но все по порядку… 1 но­яб­ря 1944 го­да Филумен был ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. Был на­сто­я­те­лем раз­лич­ных гре­че­ских хра­мов и мо­на­сты­рей во Свя­той Зем­ле – в Иеру­са­ли­ме, Яф­фе, Рам­ал­ле, где всегда служил с ответственностью, страхом Божьим и большой любовью к местным отцам. Служил и в монастыре  Архангело

в в Иерусалиме, в котором в середине XIX века, при архимандрите Порфирии (Успенском) и иеромонахе  Феофане (Говорове) располагалась первая Русская Миссия. Перед последним назначением архимандрит Филумен подвизался в монастыре на территории храма Гроба Господня в Иерусалиме, поэтому и был впоследствии назван Святогробцем.

8 мая 1979 года был на­зна­чен игу­ме­ном мо­на­сты­ря у Ко­лод­ца Иако­ва г. Сихем, в Са­ма­рии, где находился до своей мученической кончины от фанатиков, произошедшей 29 ноября того же года. Колодец располагается и сейчас вблизи мусульманских и иудейских поселений, также претендовавших и в то время на это место. Спустя 30 лет после этого назначения

Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III вспоминал в Первосвтительском слове, что братия Святого Гроба Господня сразу же по назначении отца Филумена в Сихем называла его новомучеником, тем самым предсказав его страдальческую кончину.

Он был не просто служащим монахом, но «акритом», т.е. Хранителем. И жил и служил совершенно один.

Колодец Иакова упоминается в Ветхом завете (Быт. 33,19). Он почитается и евреями как священное место. Старец настаивал на том, что «здесь сидел Сам Господь, здесь православная святыня» (Ин.4).

И здесь святой проявил отличавшую его пастырскую ревность и сразу же занялся сбором средств и получением необходимых разрешений на постройку церкви святой Фотинии над колодцем, которая оставалась неоконченной со времен Первой мировой войны.

Святой Филумен отличался мягким и приветливым характером, его связывали мирные отношения как с христианами, так и с мусульманами и иудеями. Он даже позволил иудеям приходить каждую неделю ко Кладезю Иакова, чтобы совершать там моления. Несколько семей мусульман помогали ему в хозяйственных вопросах.

Действительно, здесь он сталкивался с притеснениями со стороны фанатичных евреев, угрожавших убить его, если Филумен не покинет Колодец и не заберет иконы распятого Христа. Филумен же отвечал, что не оставит эту святыню, и даже, как верный хранитель, готов пострадать за нее.

Отец Филумен не мог пойти на компромисс и согласиться с притязаниями евреев. Он был ревностный христианин, святогробец, страж. То, что было важно для него, — это подвижничество, это воля Божья. С митрополитом Лиддским, величайшим аскетом, отец Филумен прожил довольно долго вместе, и говорят люди, бывшие рядом с ними, они никогда не садились за стол трапезничать, но ели стоя. Они относились к еде как к средству подкрепления сил, которые Господь дает для подвигов и исполнения воли Его.

Неза­дол­го до убий­ства от­ца Филу­ме­на груп­па лю­дей яви­лась в мо­на­стырь и по­тре­бо­ва­ла убрать кре­сты и ико­ны от Ко­лод­ца Иа­ко­ва под тем пред­ло­гом, что сим­во­лы хри­сти­ан­ства ме­ша­ют им мо­лить­ся в этом свя­щен­ном для них ме­сте. Естественно, святой ответил, что пол, на котором они стоят, построен императором Константином в 331 г. н.э. и в течении 16 в. до возникновения Израильского государства был православным святым местом, а до этого он 8 веков находился в руках самарян.

В от­вет бы­ла вы­ска­за­на угро­за, что, ес­ли он не уй­дет от­ту­да, то дол­жен го­то­вить­ся к худ­ше­му. Вы­кри­ки­вая бо­го­хуль­ства, непри­стой­но­сти и угро­зы хри­сти­а­нам, фа­на­ти­ки ушли.

В день па­мя­ти свя­то­го апо­сто­ла Мат­фея (29 ноября) убий­цы (фанатики-сионисты) во­рва­лись в храм перед вечерней. Батюшка был в облачении. Один из евреев схватил его за бороду, повалил на землю и ударил топором… Они на­несли­ от­цу Филу­ме­ну то­по­ром в ли­цо две кре­сто­об­раз­ные ра­ны (от лба до подбородка и от уха до уха, как бы прочертив крест), вы­ко­ло­ли ему гла­за и от­ру­би­ли по ча­стям паль­цы пра­вой ру­ки (Измельченные кусочки трех пальцев, которыми он осенил себя Крестным Знамением, показывают, что его пытали, пытаясь заставить отречься от православной христианской веры). После нанесения ударов топором по лицу, святой оставался еще жив. Отец Филумен, бедный, пытался на руках выползти наружу и при попытке передвигаться ему усекли ноги. Все ступени покрыты его кровью.

Од­на­ко убий­ства крот­ко­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля бы­ло недо­ста­точ­но, убийцы осквер­ни­ли еще и са­му цер­ковь: раз­ру­би­ли рас­пя­тие, раз­бро­са­ли и осквер­ни­ли свя­щен­ные со­су­ды и со­вер­ши­ли дру­гие ко­щун­ствен­ные дей­ствия, бросили туда ручную гранату.

Наутро сторож-араб обнаружил тело святого в крови, следы которой по сей день видны на стенах храма во свидетельство веры во Христа. Ведь именно в этих местах Господь возвестил, что тем, кто последует за Ним, Он даст воду, которая сделается источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4: 14).

Отец Софроний, который взял честные мощи святого, чтобы одеть их и подготовить к погребению, рассказывал, что на пятый день после смерти тело святого оставалось теплым и мягким, “помогая” отцу Софронию одевать себя. Поразительно свидетельство и его родного брата Елпидия, который, находясь за тысячи километров от Святой Земли, услышал голос отца Филумена, говорящий: “Брат мой, меня убьют во славу Божью. Прошу тебя, не гневайся”.

Один из убийц был задержан спустя три года монахом монастыря у Колодца Иакова при попытке снова проникнуть в монастырь. После того, как был передан израильской полиции, Ашер Раби сознался в убийстве архимандрита Филумена, а также нескольких других убийствах и покушениях на убийство на почве религиозной ненависти. Он был признан психически невменяемым.

30 но­яб­ря 1983 го­да бла­жен­ней­ший пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский Ди­о­дор в со­про­вож­де­нии гре­че­ских епи­ско­пов, ар­хи­манд­ри­тов, свя­щен­ни­ков и мо­на­хов со­вер­шил от­кры­тие мо­щей ар­хи­манд­ри­та Филу­ме­на. Гроб его был с предо­сто­рож­но­стя­ми из­вле­чен из мо­ги­лы на клад­би­ще Брат­ства Гро­ба Гос­под­ня на го­ре Си­он. Его облачение, наполовину истлевшее, монахи взяли как благословение, чтобы раздавать верующим. Его руки легко сгибались. Правая нога от лодыжки и ниже истлела, потому что убийца усек ее топором, истлели и пальцы на левой ноге. Все остальное тело было нетленным, хотя и пролежало в гробу три года. Они бы­ли об­мы­ты, обер­ну­ты но­вым по­кро­вом и по­ло­же­ны в Тро­иц­ком хра­ме гре­че­ской се­ми­на­рии на Си­оне, где пре­бы­ва­ли несколь­ко ме­ся­цев, а за­тем бы­ли пе­ре­за­хо­ро­не­ны в но­вом гро­бе на си­он­ском клад­би­ще.

8 ян­ва­ря 1985 го­да мо­щи свя­то­го Филу­ме­на бы­ли вновь из­вле­че­ны из гро­ба и по­ло­же­ны в ра­ке в Тро­иц­ком хра­ме на Си­оне.

В в 1999 году  митрополит Морфийский Неофит благословил составление службы мученику и в 2000 — написание иконы. Иерусалимский патриарх Ириней, по решению синода, тогда же внес имя архимандрита Филумена в святцы.

29 ав­гу­ста 2008 го­да, на­ка­нуне дня освя­ще­ния до­стро­ен­но­го хра­ма свя­той Фо­ти­нии Са­ма­рян­ки (с которой у колодца беседовал Иисус Христос и прямо назвал Себя Мессией) гре­че­ско­го мо­на­сты­ря над Ко­лод­цем Иа­ко­ва в Са­ма­рии, мо­щи тор­же­ствен­но бы­ли пе­ре­не­се­ны в Си­хем.

29 но­яб­ря уже 2009 го­да пат­ри­арх Фе­о­фил III при огром­ном сте­че­нии па­лом­ни­ков со­вер­шил в хра­ме свя­той Фо­ти­нии Са­ма­рян­ки в Си­хе­ме Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, по окон­ча­нии ко­то­рой был со­вер­шен крест­ный ход в пред­не­се­нии ков­че­га с кап­ля­ми кро­ви свя­то­го. Пе­ред на­ча­лом мо­лит­вен­ной про­цес­сии пат­ри­арх Фе­о­фил за­чи­тал ре­ше­ние Свя­щен­но­го Си­но­да Иеру­са­лим­ской Церк­ви о про­слав­ле­нии в ли­ке свя­тых но­во­му­че­ни­ка Филу­ме­на. В сво­ем сло­ве пат­ри­арх от­ме­тил, что бра­тия Свя­то­го Гро­ба Гос­под­ня сра­зу же по на­зна­че­нии от­ца Филу­ме­на в Си­хем на­зы­ва­ла его но­во­му­че­ни­ком, тем са­мым пред­ска­зав его стра­даль­че­скую кон­чи­ну.

Его благоухающие и чудотворные мощи находятся внутри нового трехчастного величественного храма, построенного у Колодца Иакова во имя святой Фотинии Самарянки, святого Филумена и святого Иустина. Ктитором нового храма является архимандрит Иустин, которому святой Филумен часто является и защищает его от нападок еврейских фанатиков, продолжающихся в этом святом месте. В течение года тысячи православных приезжают, чтобы поклониться честным мощам святого Филумена у колодца Иакова в Самарии.

Частица мощей святого, его епитрахиль и икона находятся в Греции, в святом монастыре Блаженного Августина и Серафима Саровского, в городе Трикорфо в Фокиде.

На заседании 5 марта 2010г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить в месяцеслов имя священномученика Филумена Святогробца и установить празднования его памяти 16/29 ноября, как в Иерусалимской Церкви.

Кто такой «мученик» и что означает «дать свою кровь за Церковь»?

В «Откровении» Иоанна упоминаются: «те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца» (Откр. 7:14). Евангелист Иоанн здесь говорит о всех тех, кто духовной силой, дерзновением, исповеданием веры принес в жертву даже и свою жизнь, чтобы отстоять имя Христово. Если бы мы могли созерцать дивную картину, на которой представлены «пришедшие от скорби» мученики, то различили бы в сонме шествующих в «убеленных одеждах» и старца архимандрита Филумена. Он пострадал на Колодце Иакова 29 ноября 1979 года в день св

оего Ангела. И в награду за это сподобился вечно предстоять пред престолом Агнца.

Одно из чудес… 28 октября 1985 года Патриархия назначила митрополита Палладия совершать торжественный молебен в одном отдаленном приходе. Однако тот запаздывал, братья звонили ему без конца, но никто не поднимал трубку. Они пошли к нему домой, постучались, но ответа не получили. Об этом они сообщили его духовному отцу, владыке Василию Кесарийскому, а утром, когда пришли вновь, то нашли его лежащим на полу, почти мертвым. Что же случилось? Вечером он упал в обморок и до 10 утра пролежал на полу без сознания. Вызвали «скорую помощь». Вместе с владыкой Василием Кесарийским пришел и монах Софроний, у которого был палец отца Филумена (отец Софроний, игумен монастыря святого Спиридона в Иерусалиме, облачал убиенного отца Филумена и тогда сохранил у себя его мизинец). Все плакали. Вдруг отец Софроний говорит:

— Ваше Высокопреосвященство, благословите, я перекрещу его мощами отца Филумена?

— Делай, что можешь!

Отец Софроний вынул мощи и перекрестил лицо владыки Палладия со словами тропаря: «Мученицы Твои, Господи, во страданиях своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего»… Как только отец Софроний перекрестил владыку, тот глубоко вдохнул и произнес:

— Где я, где я?

Вот один из примеров святости отца Филумена.

Господь решил позволить нашему поколению христиан иметь своих мучеников. Несомненно, это кровь убитых православных христиан, таких как архимандрит Филумен на Святой

Земле, иеромонах Василий, иноки Трофим и Ферапонт, другие… является сегодняшним «семенем», которое зреет и будет приносить урожай в винограднике Христа.

Де́монов победи́телю,/ те́мныя си́лы разори́телю,/ смире́нием унасле́довавый зе́млю,/ на Небесе́х ца́рствуеши;/ священному́чениче Филуме́не,/ моли́ Милосе́рдаго Бо́га на́шего // спасти́ ду́ши на́ша.

Священному́чеников новосия́нную звезду́,/ у студенца́ возше́дшую Самаряны́ни/ и облиста́вшую Це́рковь Христо́ву/ целому́дрием и страда́нием,/ ны́не воспои́м, я́ко а́гнца, за ве́ру закла́ннаго,/ любо́вию вопию́ще:// ра́дуйся, блаже́нне Филуме́не.

 

«… добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.» – Иисус Христос

(Мф. 25:21).

Автор священник Алексий Занин

Филумен Святогробец + Акафист (на греческом)

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *