Викарий Липецкой епархии отслужил Литургию в с. Савицкое

Викарий Липецкой епархии отслужил Литургию в с. Савицкое

10 ноября 2020 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, день памяти великомученицы Параскевы, Преосвященнейший Евфимий, епископ Усманский, викарий Липецкой епархии, совершил Божественную Литургию и чин молебного пения в Троицком храме с. Савицкое Усманского района.

Русская Православная Церковь имеет множество праздников и дней памяти святых, что говорит о великой истории Церкви. Но есть мученики, о жизни которых известно не так много и их имена зачастую вызывают недоумение у людей, которые не часто посещают службы. Например, житие святой Параскевы Пятницы знакомо не всем, а имя ее удивляет христиан.

В честь великомученицы Параскевы освящен предел в Троицком храме села Савицкое — живописном уголке Усманского района, курортном районе…

Кто такая Параскева? И причем тут Пятница? Окунемся в историю…

Житие святой Параскевы наполнено событиями, которые заставляют христиан не только задуматься о собственной жизни и испытаниях, но и вдохновляют полностью отречься от всего мирского и стремиться к исполнению Духом Святым для Господнего труда.

В III веке в Римской империи при правлении жестокого императора Диоклетиана (был мучителем и гонителем христиан), в Иконии жил богатый сенатор. Вся семья сенатора была верующая. Все были горячими христианами.

С первых веков в Церкви установились особые дни поста: среда и пятница. Говоря о пятнице — это день недели, в который был распят Господь Иисус. Семья сенатора соблюдала пост в пятницу и среду. Поскольку у сенатора не было детей, они с женой в пятницу также совершали молитвы-прошения, чтобы Господь даровал им детей. Бог услышал их молитвы.

В одну пятницу жена сенатора родила девочку, которую решили назвать Параскевой в честь пятницы. Открой Евангелие от Иоанна 19.31 «Но так как тогда была пятница (параскева)…». Параскева — приготовление (день в который Иудеи делали все необходимые приготовления для празднования субботы или другого праздника); день приготовления;

Девочка Параскева в юном возрасте осталась сиротой, но была привержена христианской вере и решила стать невестой Христовой. Поэтому всем сватавшимся к ней женихам она давала отказ.

Оставленное же родителями состояние она раздавала нуждающимся, при этом молясь, проповедуя Евангелие и исповедуя Иисуса Христа своим Богом. Многие ее соседи и горожане обратились в христианство, но при этом были и те, кто завидовал девушке. Такие люди клеветали на нее и всячески ее притесняли. В результате постоянной клеветы девушку бросили в темницу.

Это был период гонений на христиан, поскольку император решил полностью искоренить веру в Господа нашего Иисуса Христа и дать место язычеству. Город Икония относился к Лаконии, где правил эпарх Аэтий, который решил тщательно исполнить приказ императора об уничтожении христианства и обратил свое внимание на проповедующую девушку Параскеву.

Несмотря на то, что ее обвиняли в колдовстве, эпарх влюбился в прекрасную деву и предложил ей стать его женой в обмен на отречение от Христа и поклонение языческим богам. Но Параскева ответила решительным отказом. Эпарха отказ крайне разозлил, и он приказал наказать девушку — ее обнаженную должны были отстегать сырыми жилами.

В процессе пытки Аэтий несколько раз останавливал палача и вновь делал девушке предложение, которое она отвергала и молилась Христу. Аэтий стал хулить всех христиан, а Параскева в ответ плюнула ему в лицо. Это настолько разгневало правителя, что он отдал приказ пытать деву железными когтями, подвесив ее при этом вверх ногами.

Мучители не допустили смерти девушки на площади, а бросили в тюрьму, чтобы она умерла от кровопотери.

Господь явил Свою милость и послал ей в утешение для исцеления Ангела. Когда утром в темницу пришли стражники, они увидели не труп, а цветущую молодую девушку, которая пела гимны своему Господу. На ее теле не было ран.

Аэтий решил, что это боги исцелили Параскеву и в очередной раз предложил ей поклониться капищу. Девушка попросила отвести ее в храм, что было принято за согласие. Но в капище дева коснулась статуй и приказала им превратиться в прах во имя Господа. В тот же момент земля затряслась и капище словно провалилось под землю.

За это девушку вновь неоднократно пытали: жгли огнем, подвешивали на дыбу, резали ножами. Девушка все принимала молча и со смирением. Это привело к тому, что множество людей, наблюдавшими за пытками, покаялись и приняли Господа своим Спасителем.

В конце концов, Аэтий решил казнить ее путем отрубания головы, чтобы избежать народного восстания. В момент, когда голова Параскевы отделилась от тела, в воздухе разлился аромат цветов, что стало символом Господнего присутствия на том месте.

Аэтий же не прожил долго, Господне наказание постигло и его — он выехал на охоту, а конь поднялся на дыбы и опрокинул правителя, который сломал шею и в тот же момент испустил дух.

Многие люди считают Параскеву Пятницу языческой богиней, но это не так. На самом деле они путают святую с богиней Макошью, которая по языческим преданиям была покровительницей воды и домашнего хозяйства. Есть перекликания и с Ладой, которая была богиней семьи и плодородия. Именно поэтому люди считают святую Параскеву покровительницей сельского хозяйства и семьи.

Кроме этого, люди ошибочно смешивают память о мученице с культом Недели. В ответ на эти ошибочные мнения Священный синод вынес запрет на смешивание святого образа с языческими богинями.

Образ мученицы находит отражение и в мифологии других народов:

у таджиков есть миф об образе «госпожи Вторник», которая покровительствует семье и сельскому хозяйству, в частности обработке хлопка;
у немцев это богиня Фригг, которая помогала роженицам и младенцам;
у греков — это мойры;
у исландцев — норны и пр.
Народное представление рисует Пятницу высокой мощной женщиной, у которой большая грудь и длинная коса. Это представление и делает ее схожей с образами русалок, славянских богинь и Долей. Но оно ошибочно.

Для нас, христиан, важно помнить, что святая Параскева с языческими богинями не имеет ничего общего и является мученицей, которая умерла за имя Христа, поэтому она заслуживает почитания, как любой святой.

В день памяти святой и состоялось праздничное Богослужение. Его Преосвященству сослужили протоиереи: Олег Парахин, благочинный храмов Усманского церковного округа, Андрей Подгорный, радушный настоятель храма, Сергий Ошевнев, настоятель храма свт. Николая Чудотворца с. Никольское Усманского церковного округа, Вячеслав Буров, настоятель храма Архангела Михаила с. Завальное Усманского церковного округа, Димитрий Малахов, настоятель храма Архангела Михаила с. Октябрьское Усманского церковного округа; иеромонах Серафим (Воробьев), настоятель храма бесср. и чуд. Космы и Дамиана Асийских с. Девица Усманского церковного округа; иереи: Андрей Мерещенко, настоятель храма Архангела Михаила с. Грачевка Усманского церковного округа; диакон Николай Рошко, клирик Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.

По окончании Богослужения Преосвященнейший епископ Евфимий поздравил прихожан храма с престольным праздником и обратился к ним с архипастырским словом.

Несмотря на то, что необычное имя мученицы и ее жизнь знакома не всем христианам, она всегда пользовалась любовью и почитанием у русских православных.

 

 

Текст: священник Алексий Занин

Фото: Василий Свиридов

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *