В ночь на 19 января 2020 года, в праздник Крещения Господня Усманский владыка Евфимий совершил чин освящения вод.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
После Рождества Христова прошло много времени, за эти годы…
“Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем”.
Когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, наконец, настало время явить Себя миру. Он отправился для совершения обряда Крещения в Иудею, на реку Иордан, где находился Иоанн Предтеча.
После многолетней жизни в пустыне пророк Иоанн Предтеча появился на Иордане. Для иудеев это была священная река, в ней они совершали религиозные обряды, и здесь пророк начал проповедовать людям о грехах, покаянии и осуществлял крещение водой, подготавливая их к появлению Спасителя:
“Идет за мною сильнейший меня…Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым” (Мк.1:7-8).
Но это еще не было тем Крещением, таинство которого мы знаем сегодня.
Уже более 400 лет Бог не посылал на землю иудейскую пророков, поэтому известие о появлении Иоанна распространилась очень быстро, и к нему стали для крещения стекаться толпы народа.
Когда-то Бог открыл Иоанну, что он будет делателем Крещения Господня Иисуса Христа, он узнает Спасителя, когда придет время:
“На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть…” (Ин.1:33).
И вот, когда Иисус Христос появился перед Крестителем, Святой Дух открыл пророку Кто Это.
Иоанн был в большом смущении, он никак не мог понять, каким образом он может дотронуться до Творца, а тем более совершить Его Крещение:
“Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко Мне?”.
В ответ Иисус Христос сказал ему:
“Оставь теперь: ибо так надлежит нам исполнить всякую правду” (Мф.3:14-15).
Спаситель Своим примером должен был показать, как нужно было исполнять волю Божию и Его установления, поэтому Иоанн безоговорочно повиновался Господу и сотворил Крещение безгрешного Иисуса Христа.
После крещения, когда Христос вышел из воды, вдруг разверзлись небеса. Дух Святой в образе голубя, осеняя Божественным светом, опустился на Иисуса и с неба раздалось:
“Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение” (Мф. 3:16-17).
В этот момент произошло явление Бога людям в трех Ипостасях: Крещение Сына Божьего, свидетельство об этом Бога-Отца и Духа Святого, Который явился миру в виде голубя.
Крещение Господне называют еще и Богоявлением, когда Царство Небесное настолько приблизилось к людям, что его можно было даже видеть и слышать.
Во время Крещения Иисус Христос впервые предстал перед народом Израиля, после Богоявления у Него появились первые ученики — за Ним последовали апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп и Нафанаил.
После Крещения, как сказано об этом в Евангелии, Спаситель находился в пустыне, на сорок дней Он удалился для того, чтобы подготовиться к Своей миссии, Он постился и молился вдали от людей. Известно, что в это время Господь вел борьбу с диаволом, который три раза пытался искусить Христа, предлагая богатства, славу и власть за отступление от Бога, но не получилось. Спаситель остался тверд и отверг лукавого.
Именно после Крещения и начинается служение Господа Иисуса Христа, то великое дело, ради которого Он появился среди людей — борьба каждого человека со своими грехами.
Христос пришел к Иордану для того, чтобы так же, как и остальные приходившие, креститься от руки пророка. Для чего же было необходимо креститься Господу, Который был воплощенным Богом и не имел на Себе греха? Ведь этому желанию Иисуса Христа удивился и сам Иоанн Предтеча, который спросил Его: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14). На это Спаситель ответил следующее: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). Несколько важных моментов:
во-первых, Иисус Христос, как рожденный в среде народа избранного, должен был исполнить весь закон, данный людям от Бога, то есть реализовать в Себе весь Ветхий Завет; в более широком смысле – просто следовать воле Божьей.
во-вторых, не имея ни одного греха, Господь берет на себя все грехи мира, тем самым делая Крещение началом Своего искупительного крестного пути.
в-третьих, Крещение в Иордане стало знаком того, что спасение человека и Царство Небесное, которое предвозвещали ветхозаветные пророки, уже приблизилось. Теперь свой шаг навстречу должны были сделать сами люди.
в-четвертых, мы знаем, что не вода освятила Его, а Сам Христос освятил воды Иордана! Поэтому и нельзя сравнивать крещение человека и Крещение Христа! Это разные вещи.
Ночная служба на Крещение
Фото с архиерейской ночной службы в Богоявленском храме города Усмани
Рождественская ночная служба владыки в Усмани
Священник Алексей Занин, Фото Василия Свиридова и Георгия Замолоцких