Баптизм. Основы учения. Апостольская вера как противовес.
Что мы знаем о баптистах? Здесь каждый может задать себе вопрос… и может попытаться ответить на него.
Как стать баптистом?
Есть определенные требования. Но! тут важно напомнить, что, исходя из баптистских вероучительных книг — когда человек становится баптистом, он уже спасен. Итак, чтобы стать баптистом, необходимы добровольность и сознательность крещения по вере при условии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Другими словами, членами баптистских церквей должны быть только «рожденные свыше» взрослые люди, принявшие водное крещение. Для справки: крестят баптисты однократным полным погружением в воду. Обливания водой допускаются в редчайших случаях.
Известно, что в Православии через крещение человек становится членом Церкви. Так считают и баптисты. Но, что такое церковь по их учению? У них нет единой мировой «Баптистской Церкви». Они учат, что церковь – мистическое тело.
История
1054 г. — все восточные церкви отлучили от себя Римско-католическую…
Почти через 500 лет, в 1520 году, отпал от католичества монах Мартин Лютер. Он стал отрицать Св. Предание, иконопочитание, молитвенное призывание святых, священную иерархию, Таинства и т.д.
Наконец, в 1525 году от Лютера отделился ученик его Фома Мюнцер, который так же, как Лютер, увлёкся мистиками, и пришёл к идее установления царства Божия на земле. Друзья расстались, серьезно обвинив друг друга. Лютер называл Мюнцера «альштедтским сатаной», а Мюнцер Лютера — виттенбергским папой, архиязычником, льстецом князей. Мюнцер стал учить, что крещение детей не действительно, и потому начал вторично перекрещивать взрослых, почему последователей Мюнцера стали называть «анабаптистами», то есть «перекрещенцами».
В 1618 году баптизм впервые упоминается в Англии в прессе; отсюда в 1639 году баптизм был перенесен в Америку. В позднейшее время баптизм появился и на континенте Европы. Из Германии баптизм перешел и к нам в Россию.
Первым из русских людей, обратившихся в баптизм, был купец города Тифлиса Никита Исаевич Воронин, перекрещенный в 1867 году пленным немцем Мартыном Кальвейтом. За веру его сослали в Оренбург (в ссылку).
В 1884 году был создан первый Союз русских баптистов.
Близкое по вероучению движение евангельских христиан сформировалось в Санкт-Петербурге.
В 1912 году «в России насчитывалось около 120 тыс. частных баптистов и 30 тыс. евангельских христиан».
В 1944-45 годах евангельские христиане и баптисты объединились во Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), получив наименование евангельских христиан-баптистов.
УЧЕНИЕ БАПТИСТОВ
На чем основано их учение?
Лондонское баптистское исповедание веры 1689 года,
Филадельфийское баптистское исповедание 1742 года,
Нью-Гэмпширское баптистское исповедание веры 1833 года и др.
Для России: Гамбургское вероисповедание (Вероучение Павлова),
Вероучение Каргеля,
Вероучение Проханова,
Вероучение 1985 года.
Порой от баптистов (хотя чаще от пятидесятников, НЕПОНЯТНО ПОЧЕМУ) можно услышать, что «мы и православные — это почти одно и то же. Мы делаем одно дело». Итак, что у баптистов есть в учении, схожее с нашим? (про пятидесятников мы еще поговорим в будущем)))
Баптисты разделяют ортодоксальные положения христиан — единство Бога; Троицу (Бога Отца, Сына и Святого Духа); необходимость в спасении для человека; благодать; Церковь; Царство Божье; Второе пришествие Иисуса Христа и Страшный суд. Они верят в такие качества Иисуса Христа, как непорочное зачатие, безгрешность и чудеса, распятие, погребение и телесное воскресение Иисуса Христа.
Большинство баптистов считает, что крещение должно совершаться по формуле: «Крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Что у баптистов в учении, отличного от нас?
Они отвергают почитание Божией Матери, Ангелов, Угодников Божиих, Икон, Креста, Св. Мощей, молитву за умерших, посты, монашество, и т.п., Литургию ( в смысле уклад службы).
Главнейшая догматическая основа это – вера. Вера в то, что Христос раз и навсегда всех искупил, и для личного спасения необходимо только признать это. Свое религиозное мировоззрение баптисты исключительно основывают на Священном Писании; Священное же Предание отрицают.
Мотив гимнов часто схож с уличными песнями.
Баптисты не признают общеобязательных молитв. Их молитвы — живые импровизации.
Баптисты имеют обряды: крещение, руковозложение и приношение хлеба (вид причастия). Кстати, в некоторых общинах появился термин «таинство», хотя он далек от православного.
Крещение совершается над взрослыми, младенческое крещение отрицается. Определенного возраста для крещения не установлено. Вопрос этот разрешается «пресвитером» конкретной общины. что особенно важно — баптисты крестят в одно погружение. И это является причиной почему «потомственных» баптистов надо перекрещивать, когда они приходят в православную церковь.
Церковную иерархию баптисты отрицают, но каждая община имеет «пресвитеров» или «старейшин», избираемых общиной, которые у них священнодействуют. И в итоге, отрицая иерархию в общине, они снова к ней приходят))).
Святая вечеря заключается у баптистов в преломлении хлеба… накрошенный на мелкие кусочки хлеб «пресвитер» берет и со словами : «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое» передает присутствующим. Затем из кувшина разливается вино в чаши.
К преломлению допускается тот, кто хочет, но условие — только которые приняли баптистское крещение. Исключение составляют те люди, к которым перед служением подойдут «старшие братья» и скажут: «Сестра, ты сегодня воздержись от участия в преломлении» (Опять проявление иерархии(!), которой как бы и нет!)
Погребение умерших: оно состоит из чтения Библии (по усмотрению пастора) и пения гимнов. Поминовение умерших отвергается. Новая практика по местам подразумевает «занесение тела» в молельный дом. Для чего? Известно, что баптисты об умерших не молятся и погребение направлено на достижение главной цели — проповеди и завлечения в свои круги новых членов. Обычно православный человек в их молельный дом не пойдет, но, если там лежит умерший родственник, который был баптистом — это ступень для затаскивания неокрепшего православного в новое, чуждое православию, учение.
Для своих молитвенных собраний баптисты имеют особые помещения. Внутри помещения по обеим сторонам расставлены лавки, парты для сиденья приходящих. Внутри – кафедра для проповедников. По стенам написаны выдержки из Священнаго Писания.
Порядок молитвенных собраний: пение стихов, проповедь и молитва. Проповедь обыкновенно начинается словами: «Дорогие братья и сестры, Господь положил мне сегодня на сердце прочитать вам из Слова Божия послание к …»
Затем прочитанное проповедник толкует в пользу учения общины.
«Заманчивой стороной сектантскаго учения является легкое достижение спасения человека через веру: «Веруй в Христа и спасен», — говорят сектанты. Спасение без всякаго подвига – труда. Разве это не заманчиво? – в особенности для нашей современной молодежи» — Трофим Сергеевич Тулупов
О Церкви
Церковь основал Сам Иисус Христос Своим страданием и Воскресением и искупил ее честною Своею Кровию на Кресте.
Эту Церковь, по обетованию Христа, и врата ада одолеть не могут (Мф. 16:18).
Апостолы, получив драгоценный дар учения Христианской веры, передали это божественное наследие своим преемникам. И, таким образом, благодатная река учения Христовой веры преемственно дошла и до нас, до нашего времени.
СПИСОК АПОСТОЛЬСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОТ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ДО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА..
Апостолами было основано 5 главных Поместных Церквей, ставших патриархатами, составляющих Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь:
1) Иерусалимская Поместная Церковь основана в день Пятидесятницы, в момент схождения Святого Духа на апостолов (Деян. 2:1–41). Первым епископом Иерусалимской Православной Церкви является апостол Иаков, который является и автором первого чина Литургии, которая до сих пор служится в Иерусалимской Православной Церкви.
2) Антиохийскую Поместную Церковь основали апостолы Петр и Павел.
3) Александрийскую Поместную Церковь основал апостол Марк в 42 году.
4) Константинопольская Поместная Церковь, основана в 37 году в городе Византии апостолом Андреем, который рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. (Рим. 16:9). Он в свою очередь рукоположил Онисима в 54–68 г. Епископ Онисим рукоположил Поликарпа в 68–70 г. — и так далее сквозь 20 столетий. Ныне 179-м архиереем от святых апостолов является Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
5) Римская Поместная Церковь основана апостолом Петром*.
*В 1054 году одна из пяти Поместных Церквей — Римская, исказив апостольское учение о Троице и внеся эту ересь в Символ веры, отпала от Единой Апостольской Вселенской Церкви, подпав под анафему апостола Павла (Гал. 1:8–9)
Русская Поместная Церковь:
В 37 году апостол Андрей основал Церковь в городе Византии и рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне» (Рим. 16:9). Он, в свою очередь, рукоположил Онисима (54–68 г). Епископ Онисим рукоположил Поликарпа (68–70 г) и так далее сквозь 20 веков:
- Апостол Андрей 37 г.
- Апостол Стахий 38 по 54 гг.
- Поликарпа 68–70 гг.
- Плутарх 70-84(-86) гг.
- Седекий 86-95 гг.
- Диоген (Диомен) 95-110 гг.
- Епевферий 110-123(-127) гг.
- Филикс 127-137 гг.
- Афинодор (Афиноген) 137-141 гг.
- Евзой 141-157 гг.
- Олимпий (Алипий) 157-171 гг.
- Пертинакс 171-192 гг.
- Олимпиан 192-203 гг.
- Марк I 203-216 гг.
- Кириллиан (Кириак) 216-232 гг.
- Кастин (Кистин) 232-240 гг.
- Тит (Трат, Торат) 240-276 гг.
- Дометий (Дометиан) 276-301 гг.
- Пров 301-313 гг.
- св. Митрофан 315-325 гг. I Вселенский Собор.
- св. Александр 325-340 гг.
- св. Павел 340-350 гг.
- Македоний I 341-360 гг.
- Евдоксий 360-370 гг.
- Евагрий 370 г. изгнан.
- Демофил 370-380 гг.
- св. Григорий Богослов 381 г.
- Нектарий 381-397 гг. II Вселенский Собор.
- св. Иоанн I Златоуст 398-404 гг.
- Арсакий 404-405 гг.
- Аттик 406-425 гг.
- Сисиний I 426-427 гг.
- Несторий 428-431 гг.
- св. Максимиан 431-434 гг.
- св. Прокл 434-447 гг.
- св. Флавиан 447-449 гг. убит на Разбойничьем соборе.
- св. Анатолий 449-458 гг. IV Вселенский Собор.
- св. Геннадий 358-471 гг.
- Акакий 471-489 гг.
- Франт 489-490 гг.
- Евфимий 490-496 гг.
- Македонии II 496-511 гг.
- Тимофей I 511-518 гг.
- Иоанн II Каппадокианин 518-520 гг.
- Епифаний 520-535 гг.
- Анфим I 535-536 гг.
- св. Мина 536-552 гг.
- св. Евтихий 552-565, 577-582 гг. V Вселенский Собор.
- Иоанн III Схоластик 565-577 гг.
- св. Иоанн IV Постник 582-595 гг.
- Кириак 595-606 гг.
- св. Фома I 607-610 гг.
- Сергий I 610-638 гг.
- Пирр 639-641, 654-655 гг.
- Павел II 641-654 гг.
- Петр 655-666 гг.
- Фома II 667-669 гг.
- св. Иоанн V 669-674 гг.
- Константин I 674-676 гг.
- св. Феодор I 676-678, 683-686 гг.
- св. Георгий I 678-683 гг. VI Вселенский Собор.
- Павел III 686-693 гг.
- св. Каллиник 693-705 гг.
- Кирр 705-712 гг.
- Иоанн VI 712-715 гг.
- св. Герман I 715-730 гг.
- Анастасий 730-753 гг.
- Константин II 754-766 гг.
- Никита I 767-780 гг.
- св.» Павел IV 780-784 гг.
- св. Тарасий 784-806 гг. VII Вселенский Собор.
- св. Никифор I 806-815 гг. (+ 828)
- Феодот I Касситер 815-821 гг.
- Антоний I 821-832 гг.
- Иоанн VII 832-842 гг.
- св. Мефодий 842-846 гг. Торжество Православия.
- св. Игнатий 846-857, 867-877 гг.
- св. Фотий 857-867, 877-886 гг. I Крещение Руси.
- св. Стефан I 886-893 гг.
- св. Антоний II Кавлей 893-895 гг.
- Николай I 895-906, 911-925 гг.
- Евфимий 906-911гг.
- Стефан II 925-928 гг.
- св. Трифон 928-931 гг.
- Феофилакт 933-956 гг.
- Полиевкт 956-970 гг. Крещение св. княгини Ольги.
- Василий I Скамандрин 970-974 гг.
- Антоний III Студит 974-979 гг.
- Николай 983-996гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 года входила в состав Константинопольского Патриархата. Первоиерархи Русской Церкви:
- Митрополиты Киевские: св. Михаил I 988-991 гг. Крещение Руси.
- Леонтий I 992-1007 гг.
- Иоанн I 1008-1035 гг.
- Феопемт 1035-1049 гг.
- Кирилл I 1050 г.
- св. Иларион 1051-1054 гг.
- Ефрем I 1055 г.
- Георгий II 1067-1077 гг.
- Иоанн II 1077-1089 гг.
- Иоанн III 1089-1091 гг.
- св. Ефрем II 1092-1097 гг.
- Николай 1097-1102 гг.
- Никифор I 1103-1121гг.
- Никита 1122-1126 гг.
- Михаил II 1129-1145 гг.
- Климент Смолятич 1147-1154 гг.
- св. Константин I 1155-1158 гг.
- Феодор1161-1163 гг.
- Иоанн IV 1164-1166 гг.
- Константин II 1167-1177 гг.
- Никифор II 1182-1198 гг.
- Гавриил.
- Дионисий упомянут в 1205 г.
- Матфей упомянут в 1209-1220 гг.
- Кирилл II 1224-1233 гг.
- Иосиф I прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя.
- Кирилл III 1243-1281 гг.
- Максим 1283-1305 гг. Кафедра перешла во Владимир.
- св. Петр 1308-1326 гг. Митрополиты живут в Москве.
- св. Феогност 1328-1353 гг.
- св. Алексий 1355-1378 гг. Преп. Сергий.
- св. Киприан 1381-1383,1390-1406 гг. Куликовская битва.
- св. Дионисий 1383-1385 гг.
- св. Фотий 1408-1431 гг.
- Исидор 1437-1441 гг. подписал унию и изгнан.
- 1448 Автокефалия Русской Церкви:
- св. Иона I 1448-1461 гг.
- Феодосии 1461-1464 гг.
- Филипп 1464-1473 гг.
- Геронтий 1473-1489 гг. Свержение татарского ига.
- Зосима 1490-1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих.
- Симон 1495-1511 гг.
- Варлаам 1511-1521 гг.
- Даниил 1522-1539 гг.
- Иоасаф 1539-1542 гг.
- св. Макарий 1542-1563 гг.
- Афанасий 1564-1566 гг.
- св. Филипп 1566-1568 гг. убит во времена Иоанна IV Грозного.
- Кирилл 1568-1572 гг.
- Антоний 1572-1581 гг.
- Дионисий 1581-1586 гг.
- св. Иов 1586-1589 гг. Установление Патриаршества.
- Патриархи Всероссийские: св. Иов 1589-1605 гг. низложен Лжедмитрием I.
- Игнатий 1605-1606 гг.
- свщмч. Гермоген 1606-1612 гг. Смутное время.
- Митр. Пафнутий Крутицкий 1612-1613 гг.
- Митр. Ефрем Казанский 1613г.
- Митр. Филарет (Романов) 1614-1619 гг. в плену 1619-1633 гг. Патриарх и соправитель царя.
- Иоасаф I 1634-1640 гг.
- Иосиф 1642-1652 гг.
- Никон 1632-1666 гг.
- Иоасаф II 1667-1672 гг. Большой Московский Собор.
- Питирим 1672-1673 гг.
- Иоаким 1674-1690 гг.
- Адриан 1690-1700 гг.
- митр. Стефан (Яворский) 1701-1721 гг. местоблюститель Патриаршего престола.
- Иосиф (Волганский) 1742-1743 гг.
- Платон (Малиновский) 1745-1754 гг.
- Тимофей (Щербацкий) 1757-1767 гг.
- Амвросий (Зертис-Каменский) 1768-1771 гг.
- еп. Самуил Коломенский 1771-1776 гг.
- Платон (Левшин) 1775-1812 гг. с 1787 г. митрополит.
- Августин (Виноградский) 1818-1819 гг.
- Серафим (Глаголевский) 1819-1821 гг.
- св. Филарет (Дроздов) 1821-1867 гг. русский перевод Библии.
- св. Иннокентий (Вениаминов) 1868-1879 гг. Апостол Америки.
- Макарий (Булгаков) 1879-1882 гг. Великий догматист и историк.
- Иоанникий (Руднев) 1882-1891 гг.
- Леонтий (Лебединский) 1891-1893 гг.
- Сергий (Ляпидевский) 1893-1898 гг.
- свщмч. Владимир (Богоявленский) 1898-1912 гг. Принял мучения за Христа от большевиков в Киеве.
- св. Макарий (Невский) 1912-1917 гг. Апостол Алтая.
- св. патр. Тихон (Белавин) 21.11.1917-04.05.1922 гг. Арестован большевиками, в это время был Патриарший Местоблюститель. митр. Агафангел 5.06.1922 — лето 1922 г. местоблюститель.
- св. патр. Тихон 14.06.1923-07.04.1925 гг. После смерти патриарха полнотой его власти фактически обладал св. митр. Петр (Полянский) Крутицкий 12.04.1925-10.10.1937 гг. Реально он управлял Церковью 12.04.1925-10.12.1925 гг., после чего был арестован и пробыл в тюрьме вплоть до своей мученической кончины. митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 10.12.1925-8.12.1926 гг. митр. Иосиф (Петровых) Ростовский (Ленинградский) 8.12.1926-29.12.1926 гг. архиеп. Серафим (Самойлович) Угличский 29.12.1926-12.04.1927 гг. митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 12.04.1927-27.12.1936 гг.митр. Сергий (Страгородский) 4(27). 12.1936 г.
- Архиерейским Собором 30.08.1943 г. избран Патриархом.
- Патриарх Сергий (Страгородский) 30.08.1943-2(15).05.1944г.
- Патриарх Алексий I (Симанский) 31.1.1945-1970 гг.
- Патриарх Пимен (Извеков) 1970-1990 гг.
- Патриарх Алексий II (Ридигер) 11.6.1990 г.,
179-м архиереем от апостола Андрея является Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Такие списки преемственности есть у всех Поместных Церквей.
Церковь христианская, — это скала, подвергающаяся действию волн, но не колеблющаяся. Церковь Православная много испытывала искушений на своем громадном протяжении, испытывает это и сейчас, — но не побеждается ими.
Церковь подобна кораблю, говорит Св. Ипполит, — в пучине обуревается, но в то же время не погибает. Ведь она имеет у себя опытнаго Кормчаго – Христа. Носит она, в средине и подобный трофей, направленный против смерти, — именно, носит Крест Господень вместе с собою. Есть у ней и нос – восток и корма – запад; киль же ее составляет полдень; двумя рулями для нее служат два завета; веревки, протянутыя вокруг, заменяет любовь Христова, связующая Церковь; она же носит с собою и трюм, т.е. баню пакибытия, ту баню, которая обновляет верующих.
Присуща ей и прозрачная тонкая ткань, — это Дух с небес, которым верующие запечатлеваются Богу. При ней следуют и железные якори, — это Святыя Заповеди Самого Христа, которыя имеют такую же крепость, как и железо. Имеет она и корабельщиков как с правой, так и с левой стороны, — это святых ангелов служащих, благодаря которым безпрерывно содержится и охраняется Церковь» (Вып. 2, стр. 40, § 52; в высписках Александрова, стр.14).
Вопрос для баптистов — Покажите, где баптистская вера имеет началом Иисуса Христа?
Где же у баптистов была истинная Церковь в продолжении периода до реформации?
«Секта баптистов не может именоваться православною Христовою Церковью и спасительной верой, ибо вероучение еретиков баптистов есть не учение Христа, а бред больного ума еретика немца Фомы Мюнцера, породившаго на свет в 1525 году это беззаконное еретическое скопище», — Трофим Сергеевич Тулупов
«Всякий, желающий себе вечнаго спасения, должен быть членом святой древлеправославной Церкви; Верховный Глава ее Иисус Христос (Ефес. 1,22) всех верующих соединяет во единое неразрывное тело (Рим. 12, 5, 1; Кор. 10, 17), одушевленное Духом Святым (Еф. 1, 13) и связуемое единым исповеданием веры (Еф. 6, 23-24; Евр. 4, 14). Спаситель Христос всегда говорил только об одной Церкви, напр.: «Я создам Церковь Мою» (Мф. 16, 18). Изображая Церковь в притчах, Он говорил об одном стаде под водительством единаго пастыря (Иоанн. 10, 16), об одном Царстве Божием на земле (Мф. 13, 24-47 и др.), об одном основном камне Церкви (Мф. 16, 18), повелел проповедовать одно учение (Мф. 28, 19-20), установил одно крещение (Еф. 4, 5) и т.д. и т.д. Непосредственные ученики Христа Спасителя свв. Апостолы, точно также учат об одной только Церкви: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 25), о единении всех во Христе – «все вы одно во Христе Иисусе» (Галл. 3, 28); «мы многие составляем одно тело во Христе» (Рим. 12, 5). «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания, один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» (Еф. 4, 4-6)», — Трофим Сергеевич Тулупов.
Как от одной веры появилось множество учений?
Каждая в отдельности вера считает источником своего вероучения все Того же Спасителя Христа и так же надеется получить спасение. Возникновение ересей и лжеучений предвидел еще Сам Господь и Апостолы.
Мф. 24:11 + 2 Петр. 2: 1-3 + 1 Иоан. 4: 1
Каждая в отдельности вера, хотя и говорит, что она имеет источником И. Х., но Христос, независимо от того, что они веруют в Него, молятся Ему, скажет им: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?» (Лук. 6: 46).
Бог присутствует везде (Пс. 138, 7-12), но не везде Он присутствует Своею благодатию: на иные собрания Он смотрит с любовью, а на другие – с гневом и яростью (Пс. 11 и 5). А потому могут быть собрания прямо сатанинские (Откр. 2, 9; 3, 9). На собраниях призывается Имя Божие, но «кто отвращает свое ухо от слушания Закона, того и молитва мерзость» (Притч. 28:9).
Христианство — не книги, а сама жизнь + «без веры невозможно угодить Богу» и «вера без дел мертва есть» (Ин. 11, 20).
При вере же и делах необходимо истинное вероучение (Деян. 10:1-48), которое мы видим в Свящ. Писании и творениях свв. Отцов и учителей Церкви; так, в Б. Катехизисе на вопрос: «Что есть Церковь Божия? Ответ: Церковь Божия есть собрание верных Божиих, иже непоколебимую держат едину православную веру и в любви пребывают, облобызают же учение евангельское непоколебимое. И иже суть достойни приимати Св. и Божественныя совершенныя Тайны. Иже суть под единою Главою Господем нашим Иисусом Христом».
Заманчивая сторона — легкое достижение спасения человека через веру: «Веруй в Христа — и спасен», — говорят они. Спасение без всякого подвига – труда. Разве это не заманчиво? – в особенности для нашей современной молодежи.
Вера Апостолов — Гал. 1:9 +Рим. 16:17
P.S.: Хотя часто православный человек дает повод для баптистов и прочих инославных. Чем дает? — Своим «народным» православием, которое порой сродни язычеству… Вот баптисты, евангелисты, адвентисты и прочие -исты и судят о православии по нашей жизни, жизни народной и зачастую не Евангельской.
Миссионерский отдел Усманского благочиния.