Канон Андрея Критского

Канон Андрея Критского

Вечером 16 марта 2021 года, в вторник первой седмицы Великого поста, Преосвященнейший Евфимий, епископ Усманский, викарий Липецкой епархии совершил чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского за Великим повечерием в храме Успения Пресвятой Борогодицы г. Усмани.

Пусть начатый Великим покаянным каноном пост приведёт всех нас к радостной встрече с воскресшим Господом нашим Иисусом Христом!

Великий покаянный канон стал выражением глубокого личного раскаяния святителя Андрея Критского, принявшего однажды участие в еретическом Соборе и на склоне лет раскаивавшегося в содеянном. По Преданию, немой от рождения будущий святитель в детстве чудесно исцелился, причастившись Тела и Крови Христовых. В благодарность Богу он всю жизнь прославлял Всевышнего своим поэтическим даром.

Помимо Великого покаянного канона святитель за свою жизнь написал ещё около 70-ти аналогичных молитвословий. В том числе и на все главные церковные праздники. Многие исследователи считают святого и творцом самой формы девятипесенного канона. Святитель Крита был и церковным композитором. Для каждого из созданных им канонов он также написал и сопроводительную мелодию.

Великий покаянный канон, написанный святителем Андреем в VIII столетии – один из немногих, в котором сегодня сохранилась в употреблении вторая песнь, преимущественно посвящённая покаянию. «Великим» канон называется не только из-за глубокого внутреннего содержания и изящности текстов, но и из-за размера. Это самый длинный канон в истории, содержащий 250 тропарей.

Великим постом творение святителя Андрея Критского прочитывается дважды. В первый раз Великий покаянный канон читают с понедельника по четверг первой седмицы Четыредесятницы четырьмя частями. Первая седмица Великого поста начинается с покаяния, которое в душах верующих возбуждает чтение Великого канона, а завершается принятием Святых Тайн Христовых. Причаститься в неделю (воскресенье) Торжества Православия считается благочестивой традицией.

Во второй раз канон прочитывается полностью за один день. Это происходит на утрене четверга пятой седмицы Великого поста, которая именуется «Марииным стоянием». Уже самое начало Великого канона настраивает нас на глубокую скорбь о своих прегрешениях и внимание к повреждениям своей души: «С чего начну я оплакивать деяния жизни моей окаянной, где начало, Христе, положу рыданию нынешнему, но прощение согрешений дай мне, по благосердию Твоему».

Духовная гениальность святителя Андрея заключается в том, что словами Великого канона он умеет передать слушателям всю глубину раскаяния в грехах, не ввергая при этом в отчаяние. Напротив, тропари канона буквально сквозят надеждой на Бога. И эта надежда порождает в душах верующих действительную метанойю – изменение ради Христа своего образа мыслей и всей своей жизни. Так через слушание и переживание Великого канона мы воистину примиряемся с Богом.

Большую часть канона, восемь песен из девяти, составляют примеры грехопадений из ветхозаветной истории человечества. Святитель не просто пересказывает их, а переживает в покаянии, сознавая, что праотцы – это предки каждого из нас и их грехи влияют и на нашу духовную жизнь: «Кому уподобися многогрешная душе? Токмо первому Каину, и Ламеху оному. Камением побивши тело злодействы, и убивши ум скотскими стремленьми».

Эти удручающие отождествления перемежаются с примерами из жизни праведников, сберегающими слушателей от отчаяния. Святитель взывает к нам в лице собственной души, предлагая сделать выбор в пользу следования заповедям Божиим: «Иосифа праведнаго и целомудренаго ума, подражай окаянная и не потребная душе. И нелюбодействуй в беззаконных стремлениих, присно беззаконнующи».

Христоцентричный покаянный канон ясно даёт понять нам, что в мире существует только один источник счастья, только один путь к истине и вечной жизни. И путь этот в Господе Иисусе Христе и созданной Им Святой Церкви: «Да будет ми купель, кровь яже из ребр Твоих вкупе и питие, истекшая вода оставления. Да обоюду очищюся помазуяся. И пия яко масть питие Слове, животочная Твоя чюдеса».

На примере Священной Истории святитель Андрей показывает нам, что все наши несчастья проистекают от неправильного употребления свободы нашей воли. Человек – это единственное на Земле существо, способное не руководствоваться только инстинктами. Способное сказать «нет» своему животному началу и возвыситься до любимого чада Всевышнего. Святитель сумел показать, что между грешником и святым нет иной разницы, кроме покаяния и решимости из любви следовать заповедям Небесного Отца.

«…он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Это созерцание вводит нас в совершенно иную духовную культуру, призывает нас принять совершенно иное понимание человека, его жизни, его целей, его духовных «мотиваций». Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным», – писал о значении Великого канона протоиерей Александр Шмеман.

С древности благочестивые христиане стараются подать на весь Великий пост записки о себе и своих близких. Сегодня Вы можете сделать это с помощью службы «Елицы Записки»! Постарайтесь посетить богослужения первой седмицы Великого поста и настроиться на покаяние, слушая богодухновенное творение святителя Андрея Критского! Пусть Великий канон поможет Вам достойно подготовить душу ко встрече Христа Воскресшего!

Текст – директор православной социальной сети Елицы, Валерий Чепухалин
Фото – Василий Свиридов

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *