Великая Пятница

крестная смерть Иисуса Христа

Великая Пятница: Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

     Братия и сестры,
Великая Пятница посвящена воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения.

Предваряя повествование этого самого скорбного дня в истории человечества, необходимо отметить, что память об этих событиях должна постоянно быть в уме и сердце каждого человека, так как совершая даже незначительные, с нашей точки зрения грехи, не соблюдая заповеди Спасителя, мы, тем самым, делаем бессмысленными страдания ХристаИисус умер за каждого из нас, за наши грехи, и все мы причастны к этой смерти. Вспомним, что слово “религия” означает “восстановление связи” – это восстановление исконной связи нас с Богом, а быть религиозным человеком – это означает вести ежедневную, ежечасную, ежеминутную и многотрудную работу над собой, что и является высшим смыслом жизни каждого христианина. По совету Святых Отцов мы должны каждый день сораспинать себя вместе с Христом«Распинать себя со страстьми и похотьми»:
– когда мы гневаемся на ближнего,
– когда сквернословим,
– когда бросаем мусор на улице,
– когда недостаточное время уделяем своим родителям и детям, родным и близким,
– когда пропускаем молитвы, механически их произносим или, ссылаясь на житейские заботы, сокращаем молитвенное правило.
Каждый из нас сможет пополнить этот список. Все эти грехи должны заставлять нас безудержно избавиться от них, также, как мы рефлекторно стремительно пытаемся избавиться от угольков, случайно попавших нам за шиворот.

Крестная смерть Иисуса Христа

     Крестная смерть Христа совершилась по Евангелию в 9-м часу (около 3 часов дня по нашему времени). Поэтому во второй половине дня в храмах священнослужители поднимают Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников (все молящиеся стоят с зажженными свечами) и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице), которая будет находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

     На чине выноса Плащаницы читается канон Плач Божией Матери.
“Увы мне, чадо мое, увы мне, свете мой”, – скорбно восклицает Церковь от лица Пресвятой Богородицы, созерцая ужас Страстных дней.

     Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа – прободенные ребра, руки и ноги Его. И в это остающееся короткое время вникнем душой в эту смерть, потому что весь этот ужас зиждется на одном: НА ГРЕХЕ, и каждый из нас ответственен за эту страшную Великую Пятницу. Поэтому, прикладываясь к священной Плащанице, будем это делать с трепетом. Он умер для тебя одного: пусть каждый это понимает! – и будем слушать этот Плач, плач всея земли, плач надежды надорванной, и благодарить Бога за спасение, которое нам дается так легко и мимо которого мы так безразлично проходим, тогда как оно далось такой страшной ценой и Богу, и Матери Божией, и ученикам.

Перед нами гроб Господень. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Девы. Он умер; умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, Его погубили. Он умер из-за каждого из нас, ради каждого из нас.
Скажете: как мы за это ответственны – мы же тогда не жили?! Да, не жили! А если бы теперь на нашей земле явился Господь – неужели кто-нибудь из нас может подумать, что он оказался бы лучше тех, которые тогда Его не узнали, Его не полюбили, Его отвергли.
Те люди, которые тогда это совершили, были действительно страшны, но нашей же посредственностью, нашим измельчанием. Они такие же как мы; их жизнь слишком узкая для того, чтобы в нее вселился Бог; жизнь их слишком мала и ничтожна для того, чтобы та любовь, о которой говорит Господь, могла найти в ней простор и творческую силу. И эти люди, подобно нам, это сделали. “Подобно нам”, потому что сколько раз в течение нашей жизни мы поступаем как тот или другой из тех, которые участвовали в распятии Христа. Посмотрите на Пилата: он старался сохранить свое место, он старался не подпасть под осуждение своих начальников, старался не быть ненавидимым своими подчиненными, избежать мятежа И хотя и признал, что Иисус ни в чем не повинен, а отдал Его на погибель.

митрополит Антоний Сурожский

     Прошло всего 4 дня после того, как толпа встречала вход Господень в Иерусалим радостными криками:
Осанна!
и теперь ТЕ ЖЕ (!!!) люди, а не их религиозные и светские лидеры, не менее уверенно кричат:
да будет распят!

     Их даже не останавливает предупреждение “умывшего руки” Понтия Пилата:
невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы
Люди, уже забыв о проповедях и чудесных исцелениях Христа, уверенно выносят сами себе страшный приговор:
И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.

     Среди неописуемых страданий Господь не оставался совершенно безмолвным: Он семь раз говорил с креста:

     Первыми Его словами была молитва за распинателей:

“Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят”

     Римские воины, конечно, не знали, что они распинают Сына Божия; осудившие на смерть Господа иудеи до такой степени были ослеплены в своей злобе, что действительно не думали, что они распинают своего Мессию. Однако, такое неведение не оправдывает их преступления, ибо они имели возможность и средства знать. Молитва Господа свидетельствует о величии Его духа и служит нам примером, чтобы и мы не мстили своим врагам, но молились за них Богу.

     Вторыми словами Своими Он удостоил благоразумного разбойника райского блаженства:

“И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.”

     Это удивительное исповедание ярко свидетельствовало о силе веры покаявшегося разбойника. Страждущего, измученного, умирающего он признает Царем, который придет в Царствие Свое, Господом, Который оснует это Царство. Это такое исповедание, которое не под силу было даже ближайшим ученикам Господа, не вмещавшим мысли о страждущем Мессии. Несомненно тут и особое действие благодати Божьей, озарившей разбойника, дабы он был примером и поучением всем родам и народам. Это его исповедание заслужило высочайшую награду, какую только можно себе представить.

     Эти слова Спасителя необходимо всегда хранить в своем сердце. Чтобы во время Причащения Тела и Крови Христовых наш поцелуй Чаши не уподоблялся “лобзаниям Иуды” и мы могли уверенно восклицать: “Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

     Третьими словами — поручил Свою Пречистую Матерь святому Апостолу Иоанну:

“Жено! Се, Сын Твой; Се, Матерь твоя.”

     Уничтожая на древе крестном грех праотцев, совершенный ими при древе райском, рождая человечество в новую жизнь животворною смертью, Господь вступает в права Родоначальника человеческого, и объявляет Свою по человечеству Матерь материю ученика и всех учеников своих, христианского племени. Ветхий Адам заменяется Новым Адамом, падшая Ева – непорочною Мариею. При посредстве Господа нашего Иисуса Христа излиты на род человеческий благодеяния безчисленные и неизреченные: совершено не только искупление человеков, совершено усыновление их Богу.

     Четвертые слова Его — возглашение:

“Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил”

     Эта молитва — начало 21 псалма, который заканчивается упованием, что Бог никогда не оставит Своих верных. В этом Его крике — тайна, в которую мы не можем проникнуть. Христос взял на Себя всю нашу жизнь, все, кроме греха. Грех отделяет от Бога. Он утверждает между нами и Богом непреодолимую бездну. И теперь безгрешный Господь совершенно отождествляет Себя с нашей обезбоженностью. В этот страшный час Он узнает, что значит быть отделенным от Бога. Вот почему мы не должны страшиться приходить к Нему, когда грех отделяет нас от Бога.

     Пятое слово:

“Жажду”

     Враги же Иисуса и тут нашли возможным поглумиться над Страдальцем. Когда стоявший у креста воин, услышав, что Иисус что-то говорит, и полагая, что Он просит пить, побежал к сосуду с уксусом и, наполнив им губку, понес ее к Иисусу, то первосвященники остановили его словами:
«Постой! не давай Ему пить! Он зовет Илию, на него надеется; так подожди же, посмотрим, придет ли Илия спасти Его».
Евангелист Матфей на этом и оканчивает свое повествование о возгласе Иисуса; Евангелист же Марк дополняет его рассказ указанием на ответ этого воина. Воин, не останавливаясь исполнением своих обязанностей, ответил им: «Постойте! Не мешайте мне!..» А потом, когда напоил Иисуса, сказал: «Ну, теперь если хотите, посмотрим, придет ли Илия снять Его» (Мк. 15:36).

     Это слово Господа свидетельствует о том, что Он переживал муки на кресте реально, так, как переживает их всякий человек. Он был распят, и это была страшная и мучительная смерть, смерть, которая наступала медленно от потери крови и от жажды. Но Господь жаждал не только воды материальной, Господь прежде всего жаждал спасения людей, Он жаждал, чтобы эти Его страдания на кресте достигли нашего сердца, чтобы и все человечество откликалось бы на эту Его скорбь, на эту Его муку, на эту Его молитву обо всех нас и о Его распинателях. Господь жаждет нашего спасения, и именно потому Господь взошел на крест для того, чтобы каждого из нас спасти, для того, чтобы каждому из нас как разбойнику благоразумному открыть двери Царствия Небесного.

     Шестое слово:

“Совершилось”

     Совершилось! Теперь обнаженный от всего Христос соответствует официальному определению того, что Он Собой представляет, — осмеянный Царь, престол Которого — Крест, орудие казни преступников, и спутники Которого — два разбойника, справа и слева. Но среди страданий и поношений Христос на самом деле являет Свою царственность, и Крест Его — поистине Божественный Престол. Эта царственность открывается в Его смерти. Сила спасения исходит от Его немощи, вольно принятой до конца. До конца Он остается свободным, и Господином всего происходящего. Те, кто глумится над Ним: «Спасись Сам», просто не понимают, что Мессия пришел не для Того, чтобы спасти Себя.

     Седьмое слово:

“Отче, в руки Твои предаю дух Мой”

     Мы должны только задуматься о том, через что прошел Христос, и с каким чувством мог Он произнести эти слова. Ведь еще перед Своим крестным страданием Он молился Отцу и говорил:
Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия”.
Но чаша эта не миновала Его. Господь, Бог Отец, не снизошел к этому воплю, потому что так надлежало пострадать Иисусу Христу. И когда Господь обращался на кресте:
Боже Мой, для чего Ты меня оставил?”,
это был крик муки от разлученности с Отцом. Но Господь умер примиренным со Своим Отцом, Он умер с доверием к Отцу, Он умер с чувством того, что совершилось то, что Он должен был совершить. Он умер не в состоянии богооставленности, но в состоянии присутствия Отца, умер с доверием к Отцу. В Его словах не было упрека, в Его словах была одна бесконечная любовь и бесконечное доверие. Он обратился к Отцу так, как ребенок обращается к своим родителям:
Отче, в руки Твои предаю Дух Мой.
Это были те слова, с которыми Иисус Христос испустил Дух.

     Братья и сестры!

Пройдет и этот день, наступит следующий, затем другие дни. Мы видим, как важно внимать Спасителю не только несколько раз в году, а услышав Благовещение Евангельское, бережно хранить в себе прекрасные мгновения единения со Всевышним, сверять свою дальнейшую жизнь по Христу и каждый день начинать и заканчивать словами:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *