Крестный ход в Усмани
Сегодня крестные ходы известны, пожалуй, каждому верующему. В меру своих сил мы совершаем торжественные шествия, восхваляя Бога и вознося Ему славу. Даже в тех крестных ходах, которые длятся не один день, можно встретить и пожилых людей, и детей. Господь дает силы, укрепляет, ободряет… А знаете ли вы, что подобные шествия существовали и описаны еще в Ветхом Завете?
Ссылка на Архиерейскую службу в Усмани
Крестный ход – что это?
Это благоговейное шествие христиан с иконами, крестами, хоругвями…
Для чего совершают Крестный ход?
Это вид миссии, которая совершается с целями:
– прославления Бога,
– свидетельствования окружающим о Боге,
– просьбы у Бога милости,
– благодатной поддержки.
Крестный ход идет под предводительством святых, иконы которых несутся в этом крестном ходу. Далее идут христиане, начиная со служителей, как воины, идущие за своим знаменем.
Во время крестного хода освящается все: земля, воздух, вода. Это происходит от осенения всех сторон света крестом, от икон, ладана, окропления водой, горения свечей…
Говорит ли нам Библия о крестных ходах?
В первую очередь, о символах… Крестный ход символизирует наше шествие со Христом на Голгофу. Не даром с древнейших времен в Иерусалиме проходят такие шествия, напоминая миру о милости Бога, Его любви и черствости – со стороны человека.
А теперь можно открыть Библию. Книга Иисуса Навина, 6 глава.
С первого стиха выборочно…
1 Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, [и находящихся в нем] людей сильных;
2 пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней;
3 и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами;
4 когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и [весь] народ пойдет [в город, устремившись] каждый с своей стороны.
5 И призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним.
6 И сказал народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним.
…
10 Таким образом ковчег [завета] Господня пошел вокруг города и обошел однажды; и пришли в стан и ночевали в стане.
11 [На другой день] Иисус встал рано поутру, и священники понесли ковчег [завета] Господня;
12 и семь священников, несших семь труб юбилейных пред ковчегом Господним, шли и трубили трубами; вооруженные же шли впереди их, а идущие позади следовали за ковчегом [завета] Господня и идучи трубили трубами.
13 Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды и возвратились в стан. И делали это шесть дней.
14 В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз.
15 Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!
…
19 Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена [города] до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город.
Вот перед нами Библейская история…
Очень интересен библейский сюжет, в котором описывается военная тактика Иисуса Навина. Дело в том, что без Божией помощи взятие такого города, как Иерихон, было невозможно. Но, по слову Бога, Иисус Навин велел организовать своего рода крестный ход. Семеро священников должны были, взяв Ковчег Завета, обходить стены города и трубить перед собой. Воины же, сопровождавшие священников спереди и сзади, хранили молчание.
Такое шествие следовало совершать единожды в день ровно шесть раз. А на седьмой день после того, как священники затрубили в юбилейный рог, подал голос молчавший до этого народ. И стены города пали…
Вообще прообразов крестных ходов в Библии можно найти немало. Это и переход Божьего народа через Чермное море, и переход через Иордан, и перенесение Ковчега Завета, когда радовался и плясал сам царь Давид. И постоянно в таких «крестных ходах» участвовали и священники, и простой народ. Всегда это было сопряжено с молитвой Творцу.
Перед взятием Иерихона в Библии описан еще один интересный случай “крестного хода”…
Открываем опять книгу И. Навина. На этот раз 3 главу (с 14 стиха):
14 Итак, когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переходить Иордан, и священники понесли ковчег завета пред народом,
15 то, лишь только несущие ковчег вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана – Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, –
16 вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла.
17 И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все [сыны] Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан.
Сегодня наши крестные ходы отражают традиции предков: мы также несем перед собой святыни — иконы и хоругви, мы также прославляем Господа.
В самой истории человечества с первых веков вошла практика Крестного хода. Своего рода его Установителем был Сам Иисус Христос. Вход Господень в Иерусалим — образец крестного хода, данный Самим Господом, Который торжественно вошел в город на крестные страдания в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: «Осанна Сыну Давидову!».
Практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Уже в первые века христиане организовывали по разным случаям особые торжественные или благодарственные ходы.
Непосредственным поводом могли служить стихийные, природные бедствия (землетрясения, наводнения, засуха, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом. Подобные шествия сопровождались общими молитвами, песнопениями, содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.
Известно, что новообретенные мощи святых точно так же торжественно переносили всей общиной. Эти процессии совершались ночью и сопровождались общей молитвой в виде пения гимнов (псалмов). Их называли литиями (не путать с современным их видом). Они-то и послужили началом современного чинопоследования крестного хода.
В состав христианских богослужений торжественные шествия с крестом во главе вошли еще в глубокой древности.
Константин Великий (III-IV вв.) отправлялся на войну не иначе, как в сопровождении священников, а перед сражениями совершал крестный ход.
Император Юстиниан (V-VI вв.), зная чудодейственную силу крестных ходов, законодательно определил время и порядок совершения крестных ходов, отмечая особо его необходимость перед строительством храмов и монастырей, а также запретил совершать крестные ходы без епископов и священников.
Во времена распространения ересей совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих – от ошибок и заблуждений.
Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.
Священник Алексей Занин