Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в праздник блаженной Матроны Московской
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы молитвенно совершаем память блаженной Матроны Московской. Едва ли в наши дни найдется человек, который ни разу не слышал имени святой подвижницы. Многие из нас хорошо знают ее житие. Будучи незрячей от рождения и лишенной с семнадцати лет возможности ходить, блаженная Матрона не только не отчаялась и не возроптала, но сама утешала страждущих надеждой на Господа.
Лишенная радости видеть лица родных, созерцать красоту сотворенного Богом мира, блаженная старица была исполнена иной – высшей, духовной радости, ибо сказано: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:20). Оно не зависит от внешних обстоятельств, от изобилия благ мира сего, но поселяется в кротких и благодарных Творцу сердцах (см. Мф 11:29).
Каждый из нас стремится к счастью, но мало кто задумывается над тем, в чем заключается истинное счастье человека.
А счастье есть пребывание в любви Божией: «…кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит Его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14:23).
Об этом святитель Тихон Задонский так говорит: «Христианин счастлив, когда от грехов и от рабства диаволу освободился. … счастлив тот христианин, который самого себя побеждает. … Счастье для христианина – внутри сердца своего слышать слово Божие, и тем насыщать, утешать и увеселять свою душу» (по книге «Сокровище духовное, от мира собираемое»).
Такой счастливой и была блаженная Матрона. Но как это возможно спросите вы? На то отвечает нам Священное Писание, открывая, что сила Божия в немощи совершается (ср. 2 Кор 12:9), когда мы, исповедуя свою нищету духовную (см. Мф 5:3), все упование возлагаем на Господа (см. Пс 54:23).
Имея непоколебимое доверие и горячую любовь к Богу, блаженная Матрона испрашивала Его благодатной помощи и всем приходящим к ней, не презирая ради Христа ни одного человека (см. Мф 18:10). К ней обращались люди разного происхождения, рода деятельности, общественного положения. Среди них были как благочестивые, богобоязненные души, так и несчастные, погрязшие в многоразличных пороках, не только с точки зрения христианских заповедей, но и элементарных норм человеческого общежития.
И таких людей не отвергала блаженная Матрона, утешая надеждой на милосердие Божие к кающимся грешникам. Зачастую после общения с ней человек менял свою жизнь, приходил к покаянию, услышав через нее призыв Самого Христа: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин 7:37–38). Благодать Святого Духа исцеляла многие души по вере и молитвам подвижницы.
Неслучайно в день памяти блаженной Уставом Церкви положено за Литургией Евангельское чтение о жене-грешнице, омывшей слезами ноги Спасителю и помазавшей миром Его ноги. Фарисеи, уязвляясь неверием, роптали в себе: «…если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк 7:39). В ответ на тайные помышления Сердцеведец Господь вопрошает их: «Который из двух должников более возлюбит своего благодетеля?» (ср. Лк 7:41-42), – показывая, что не мнимая праведность приближает человека к Богу, но глубина покаяния, которая поначалу может быть малозаметной для поверхностного взгляда, любящего судить по-внешнему.
Это очень важный вывод, который мы можем почерпнуть на пользу души из предложенного сегодня за богослужением Евангельского повествования, в свете которого становится понятным, почему блаженная Матрона так человеколюбиво относилась к каждому приходящему к ней, оставляя на суд Божий тайная его сердца. Истинные боголюбцы не исследуют достоин человек помощи, или нет. Но движимые милосердным сердцем благотворят каждому, чем имеют, да будут «сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45).
Так, в недавно вышедшем на экраны фильме «Помогите мне… Я страшно богат!», повествуется о жизни купца Первой гильдии, золотодобытчика Иннокентия Сибирякова, буквально ошеломлявшего современников масштабами благотворительности. Он не отказывал никому, жертвуя колоссальные суммы на лечение, учебу, другие нужды. К его дому ежедневно выстраивалась огромная очередь просителей. Широта его русской души потрясала не только европейцев, но даже многих соотечественников, также жертвовавших немалые суммы на благотворительные цели. Вплоть до того, что многие начинали считать его умалишенным. А он просто искренне следовал слову Священного Писания: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лк 6:30).
Такие люди, как Иннокентий Сибиряков и блаженная Матрона были настоящими утешителями русских людей, потому что через них благотворил нуждающимся Сам Господь, в милости Богатый и в щедротах Непостижимый.
Почитание блаженной Матроны как угодницы Божией началось еще при ее жизни и продолжается по сей день. Кому приходилось бывать в Покровском монастыре Москвы, где ныне пребывают ее честные мощи, тот мог стать свидетелем того множества богомольцев, которые ежедневно стекаются в святую обитель, выстаивают многочасовые очереди, чтобы приложиться к мощам угодницы Божией, испросить ее благодатной помощи.
Обращаясь к блаженной старице в молитвах, надо стараться назидаться и примером ее жизни, понуждая себя на дела любви христианской. Читая о чудесах, совершаемых по молитвам блаженной Матроны, можно подумать, что ей было очень легко, поскольку так укреплял ее Господь. Но в Евангелие сказано, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12). И в полной мере это испытали на себе подвижники, канонизированные ныне в лике святых, ибо святость есть не данность, а становление человека, понуждающего себя на непрестанные труды ради спасения души, распиная себя со страстьми и похотьми.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский назвал Матрону своей преемницей, восьмым столпом России. Это был великий праведник и чудотворец. Однако и он описывает в своем дневнике, какое непрестанное борение приходилось ему вести со своим ветхим человеком. Так, на одной из страниц отец Иоанн сокрушается, что подал милостыню в состоянии внутреннего раздражения против просителя и тут же приносит Богу покаяние в нерасположении души, с которым он совершил доброе дело.
Читая эти строки, можно понять, что только духовным напряжением, вниманием к своей внутренней жизни, покаянием и упованием на Бога достигается чистота души и водворяется в ней мир Христов (см. Ин 14:27).
Конечно, нам очень трудно идти против себя, отсекая греховные помыслы и пожелания, но будем вспоминать слова Псалмопевца: «Сии на колесницах, и сии на конех: мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Тии спяти быша и падоша: мы же востахом и исправихомся» (Пс 19:8-9) и надеяться не на себя, а на Бога, только в Нем искать утешение и опору.
Христос Воскресе!